Секреты паровых грузовиков.

Паровой грузовик с внешним расположением двигателя относительно котла. 1908 год. (Автор: Anthony Appleyard (talk) , Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)
Паровой грузовик с внешним расположением двигателя относительно котла. 1908 год. (Автор: Anthony Appleyard (talk) , Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)

Паровыми грузовиками называют самые первые типы грузовых автомобилей, использующие паровой двигатель. Были две основные разновидности таких грузовиков: с внешним или внутренним расположением двигателя по отношению к котлу.

Паровой грузовик "Сентинел" с внутренним расположением двигателя. 1931 год. (CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org)
Паровой грузовик "Сентинел" с внутренним расположением двигателя. 1931 год. (CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org)

В начале 20 века грузовики с паровым двигателем получили большое распространение. Появились они впервые в Англии, а вот в других странах заводов-производителей паровых грузовиков было очень мало. Расцвет производства паровых грузовиков начинается примерно с 1895 года.

Паровой грузовик. 1905 год. (Автор: Mick from Northamptonshire, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org)
Паровой грузовик. 1905 год. (Автор: Mick from Northamptonshire, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org)

Автомобили с внешним расположением двигателя больше были похожи на обычные паровозы, которые не нуждаются в рельсах и могут передвигаться по дорогам общего пользования. А вот при внутреннем расположении - двигатель располагался отдельно, более походя на традиционный грузовой автомобиль. При внутреннем расположении двигателя использовались такие типы передач:

- цепная на ведущую ось, которая ставилась на "сильные", но медленные паровые машины;

- цепная на ведущую ось с использованием коробки передач - позволяла получить более скоростные машины;

- карданная передача, которая также давала возможность получить быстроходный грузовик с неплохой мощностью;

Паровой двигатель "Сентинел" 1905 год. (Автор: Andy Dingley (scanner) .Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)
Паровой двигатель "Сентинел" 1905 год. (Автор: Andy Dingley (scanner) .Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)

На паровых грузовиках в те времена использовалось до 4-х осей. В связи с большим разнообразием паровых котлов и машин на грузовиках можно было увидеть:

- котлы с низким или высоким давлением;

- котлы на твердом или жидком топливе;

- котлы с вертикальным или горизонтальным расположением;

- паровые машины с двумя и более цилиндрами;

- паровые машины выпускающие или конденсирующие пар;

- паровые машины с различным расположением цилиндров;

и т. д.

Немецкий паровой грузовик с установкой конденсации пара. 1936 год. (Автор: unkknown german photograpther, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)
Немецкий паровой грузовик с установкой конденсации пара. 1936 год. (Автор: unkknown german photograpther, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)

По всему миру насчитывалось около 160-ти компаний, которые производили паровые грузовики. Одни выпускали также и легковые паровые автомобили, а другие специализировались только на грузовиках. Хотя паровой транспорт и был очень популярен, он не выдержал нарастающей конкуренции с двигателями внутреннего сгорания.

"Паровая ярмарка" в Йоркшире (Великобритания) 2014 год. (Автор: Barry Lewis, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org)
"Паровая ярмарка" в Йоркшире (Великобритания) 2014 год. (Автор: Barry Lewis, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org)

Некоторые фирмы продолжали выпуск небольших серий паровых грузовиков после Второй мировой войны, но из-за ограничений на законодательном уровне практически все заводы вскоре прекратили производство. В наше время увидеть паровой грузовик - это большая редкость. Их ещё можно наблюдать в некоторых технических музеях. А в Великобритании до сих пор проводятся "паровые ярмарки", на которых выставляют паровые грузовики. Удивительно, но некоторые из них ещё на ходу!

А что вы думаете об этом?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное, вступайте в нашу группу ВК и пишите свои комментарии.