10 работ Жан-Огюста-Доминика Энгра, которые нужно знать

26 August 2019
3,4k full reads
2,5 min.
4,6k story viewsUnique page visitors
3,4k read the story to the endThat's 73% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Под руководством Жака-Луи Давида, Жан Огюст Доминик Энгр стал ведущим художником неоклассического стиля. Энгр родился во Франции в 1780 году. Он создал множество произведений, начиная от исторических картин, которые, по его мнению, были важнее других жанров, до портретов, которые являются одними из его самых знаменитых произведений. Он также известен своей любовью к Востоку, который он никогда не посещал. Мы рассматриваем 10 наших любимых произведений Энгра.

1. Портрет Наполеона на императорском троне

Жан Огюст Доминик Энгр был художником, писавшим в стиле неоклассицизма. Он знаменит своими детально прорисованными портретами, подобными, например, "Портрету Наполеона на имперском троне". Энгр изобразил Наполеона практически всемогущим, в роскошной одежде или, другими словами, божественным правителем. Картина с невероятной детализацией, подобна работам художников Северного Ренессанса, таким как Ян Ван Эйк. Даже поза Наполеона аналогична позе «Всемогущего» в Гентском алтаре Ван Эйка. И хотя картина считается значимым произведением искусства, современники Энгра ее не приняли. Сегодня этот шедевр можно увидеть в Музее армии в Париже.

Портрет Наполеона на императорском троне, 1806
Портрет Наполеона на императорском троне, 1806
Портрет Наполеона на императорском троне, 1806

2. Купальщица Вальпинсона

Энгр делил свою жизнь между Францией и Италией на протяжении всей своей карьеры, и именно в Италии он написал картину «Купальщица Вальпинсона». Эта работа, написанная во время его пребывания во Французской академии в Риме, отходит от художественных традиций того времени. На картине изображена обнаженная женщина, сидящая спиной к зрителю. Лицо девушки не доступное зрителю, заставляет задуматься, как она выглядит и что чувствует. Картина считается первой обнаженной натурой Энгра, давшей вдохновение для создания дальнейших работ. Произведение также находится в Париже, ее можно увидеть в Лувре.

Купальщица Вальпинсона, 1808
Купальщица Вальпинсона, 1808
Купальщица Вальпинсона, 1808

3. Юпитер и Фетида

На картине "Юпитер и Фетида" написанной в Риме в 1811 году, изображен мифологический сюжет, взятый из Гомеровской Иллиады. Он фиксирует момент, когда Фетида умоляет могущественного Юпитера помочь ее сыну Ахиллесу, который сражался в Троянской войне. Это эмоциональное произведение, зрители могут видеть страдания на лице Фетиды и в положение ее тела. Юпитер сидит на своем троне и смотрит прямо на зрителя. В это же время Энгру удается наполнить работу эротизмом, частично обнаженное тело Фетиды прижато к Юпитеру. Картина находится в Музее Гране в Экс-ан-Провансе.

Юпитер и Фетида, 1811
Юпитер и Фетида, 1811
Юпитер и Фетида, 1811

4. Большая одалиска

Без сомнения, одна из самых знаменитых картин которую можно увидеть в Лувре, - это "Большая одалиска". Как и "Купальщица Вальпинсона", девушка также видна со спины. Хотя ее тело не является анатомически правильным, причина, по которой картина была хорошо принята, когда ее выставляли в Салоне, - Энгру удалось создать чувственное произведение искусства.

Большая одалиска, 1814
Большая одалиска, 1814
Большая одалиска, 1814

5. Обет Людовика XIII

Вдохновленный работами мастера эпохи Возрождения Рафаэля, Энгр также создавал религиозные произведения, такие как «Обет Людовика XIII». Показанная в Салоне 1824 года, картина приобрела мгновенный успех, благодаря религиозному сюжету. Картина создана по заказу собора Монтобана, где до сих пор и находится. Произведение отображает момент, когда церковь и государство объединились, Людовик XIII стоит на коленях и смотрит на небеса, где Дева Мария и Младенец смотрят вниз, слушая обет Людовика. Именно эта работа превратила Энгра в знаменитого художника во Франции.

Обет Людовика XIII, 1824
Обет Людовика XIII, 1824
Обет Людовика XIII, 1824

6. Антиох и Стратоника

Картина "Антиох и Стратоника" была заказана принцем Фердинандом Филиппом, герцогом Орлеанским, который хотел, чтобы произведение сочеталось с работой Поля Делароша, которую он приобрел до этого. Энгр завершил картину в 1840 года, когда вернулся в Рим. Изображенная классическая сцена из труда Плутарха «Жизнь Деметрия», в которой Антиох влюбляется в свою мачеху Стратонику. Он не может справиться со своими чувствами и из-за этого заболевает. Когда доктор выясняет это, он рассказывает отцу юноши Селевку об этом. Селевк, что бы спасти сына развелся с женой и отдал ее замуж за Антиоха. Энгр создал несколько версий картины, в том числе эскиз, расположенный в Кливлендском музее искусств.

Антиох и Стратоника. 1840
Антиох и Стратоника. 1840
Антиох и Стратоника. 1840

7. Портрет княгини де Брольи

Создание этой картины было идеей мужа княгини Альберта де Бройля. Принцесса де Брольи, сидящая в своем доме, одета в роскошное синее атласное платье, украшенное тонким белым кружевом. Изображение украшений - серег, ожерелий, браслетов и колец - в очередной раз, свидетельствует о способностях Энгра рисовать невероятно реалистично. Княгиня умерла в возрасте 35 лет, вскоре после того как портрет был закончен, оставив после себя мужа и пятерых детей. Картина оставалась в семье до середины 20-го века. Сегодня она находится в постоянной коллекции Метрополитен-музея искусств в Нью-Йорке.

Портрет княгини де Брольи, 1853
Портрет княгини де Брольи, 1853
Портрет княгини де Брольи, 1853

8. Портрет мадам Муатесье

Хотя эта работа была завершена после вышеуказанного портрета, она была показана ранее, в 1844 году. Энгр не хотел рисовать мадам Муатесье, так как считал, что портреты не так интересны, как исторические картины; однако, он передумал, вдохновленный ее красотой. Картину часто называют его лучшим портретом, который был окончательно завершен в 1856 году. Мадам Муатесье изображена сидя, она одета в великолепное цветочное платье - модное в то время - и украшена драгоценностями. В зеркале позади зритель видит ее отражение. Цвета яркие, а детали, как всегда, невероятны в своей фотографической реалистичности. Увидеть картину можно в Национальной галерее в Лондоне.

Портрет мадам Муатесье, 1856
Портрет мадам Муатесье, 1856
Портрет мадам Муатесье, 1856

9. Источник

36 лет прошло между тем, когда Энгр начал эту работу и закончил ее. На начатую в 1820 году во Флоренции картину, последние штрихи Энгр нанес в свои 70 лет в 1856 году. На картине изображена стоящая нимфа, тело которой очень правильное, напоминающее классические статуи - что очень важно для неоклассиков. Она держит на своем плече кувшин, из которого вытекает вода. У ее ног с обеих сторон цветы, а подпись художника можно увидеть в левом нижнем углу. Нет сомнений, что это одна из его самых известных работ. Картина находится в музее Орсе в Париже.

Источник, 1856
Источник, 1856
Источник, 1856

10. Турецкая баня, 1862

Картина "Турецкая баня", наполнена эротизмом, - это сцена вуайеризма во всех смыслах. Зрителю может показаться, что он подсматривает, поскольку женщины занимаются своими делами, не подозревая, что за ними наблюдают. Картина, на которой Энгр экспериментировал с женским телом в разных позах, была также работой, которая объединила его любовь к Востоку и обнаженным фигурам в одном полотне. Картину можно увидеть в Лувре.

Турецкая баня, 1862
Турецкая баня, 1862
Турецкая баня, 1862