10 работ Ван Эйка, которые нужно знать

28 March 2019
9,8k full reads
3,5 min.
14k story viewsUnique page visitors
9,8k read the story to the endThat's 69% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Ян ван Эйк (1385 (или 1390)-1441) был одним из первых великих мастеров живописи Северного Ренессанса. Ему приписывают чуть более 20 работ - портреты и религиозные картины, хотя он работал в Брюгге придворным художником Филиппа Доброго Бургундского. Рисование маслом (Ван Эйк считается изобретателем масляных красок, но, скорее всего, он их не изобрел, а усовершенствовал. До масляных красок, в живописи применяли темперу) позволило ван Эйку достичь непревзойденной глубины деталей и реалистичности. Его работы оказали большое влияние на голландских художников, таких как Рогир ван дер Вейден и Петрус Кристус.

1. Портрет четы Арнольфини

Портрет четы Арнольфини, 1434
Портрет четы Арнольфини, 1434

Портрет Арнольфини, написанный в 1434 году, является одним из самых узнаваемых изображений в западном искусстве. Полноразмерный двойной портрет находится в Национальной галерее в Лондоне с 1842 года. Это шедевр натурализма в масле, на котором изображен Джованни ди Николао Арнольфини и его жена Констанца - и это первый парный портрет в Европейской живописи! Наиболее популярна версия, что на картине изображена свадебная церемония. Но есть так же предположение, что картина написана после смерти Констанцы - и заказана в память о ней. На эту мысль исследователей натолкнул тот факт, над ее головой погасла свеча в люстре, в то время, как свеча над головой Джованни продолжает гореть.

2. Гентский алтарь. Ангелы музицирующие

Гентский алтарь. Ангелы музицирующие, 1432
Гентский алтарь. Ангелы музицирующие, 1432

Хьюберт ван Эйк, старший брат Яна, получил заказ на оформление алтаря от гентского торговца Йоса Вейдта, но умер в 1426 году, оставив своего брата завершать работу. Законченный к 1432 году, он представлял собой полиптих, состоящий из 24-х панелей, окрашенных внутри и снаружи. Высота алтаря около трех метров, а ширина около пяти. Известно, что его много раз вывозили во время европейских войн, и одна панель так и не нашлась после кражи в 1934 году. Работа является прекрасным примером того, как ван Эйк использовал свет и тень для представления глубины. Когда панели закрыты, зрители видят, что пророки и сивиллы объявляют о пришествии Христа, Богородицы и Архангела. Когда они открыты, мы видим (скорее всего) Иисуса Христа, у ног которого лежит корона как указание на то,что он превосходит всех царей; здесь же Иоанн Креститель, Мария, Адам и Ева.

3. Св. Франциск получает стигматы

Св. Франциск получает стигматы, 1430-1432
Св. Франциск получает стигматы, 1430-1432

Есть две почти идентичные версии этой картины, одна в Филадельфии и одна в Турине. В течение многих лет их авторство было неопределенно, пока не обнаружили, что деревянная панель, на которой написана филадельфийская роспись, сделана из того же дерева, что и два портрета ван Эйка. Ученые считают, что это относительно ранние работы Яна ван Эйка, возможно, конца 1420-х или начала 1430-х годов. Мы видим святого Франциска в течение его 40 дней в пустыне в сопровождении серафима и его исповедника, брата Льва. Поражает правдоподобность деталей на картине: на переднем плане с мельчайшей точностью выписаны скалы, а у стен города на большом расстоянии вы можете увидеть людей и животных под городскими стенами, которые являются не более чем крошечными черными пятнами на холсте.

4. Портрет человека в тюрбане

Портрет человека в тюрбане, 1433
Портрет человека в тюрбане, 1433

Национальная галерея в Лондоне хранит этот портрет с 1851 года. Уже долгое время он считается автопортретом ван Эйка, сделанным в 1433 году. В верхней части картины находится девиз «ALV IXH XAN» (как я умею), что означает и встречается в нескольких других его работах и только это дает основание приписать портрет кисти Яна ван Эйка.

5. Мужской портрет

Мужской портрет, 1432
Мужской портрет, 1432

"Мужской портрет", написанный в 1432 году, известен как ранний пример светского портрета. Новшеством является и парапет, который доминирует в его нижней части. На нем расположены три линии надписей. Крупными буквами «Leal Souvenir». Ниже подпись ван Эйка, а выше греческие буквы: TγΜ.ωΟΕΟς , которые, по одной из версий, складываются в имя "Тимофей", что может быть именем изображенного человека, или метонимом, отсылающим к известной личности; в любом случае, эта надпись дала второе название картине: "Тимофей". Портрет находится в Лондонской национальной галерее с 1857 года.

6. Мадонна канцлера Ролена

Мадонна канцлера Ролена, 1435
Мадонна канцлера Ролена, 1435

Николас Ролен был канцлером герцогства Бургундии. Именно он сидит слева, его руки в молитве обращены к Богородице, которая представляет ему младенца Иисуса, пока ангел парит над ней. Комната, в которой они сидят, выложена роскошной плиткой, колонны позади Ролена увенчаны резьбой, изображающей Семь Смертных Грехов. На заднем плане виден необычный пейзаж с рекой и городом. Можно разглядеть башни, мосты и горы. Это может быть Отён, родной город Ролена. В центре картины, на балконе, находятся двое мужчин в одном из которых многие признают самого художника (человек в красном тюрбане - по аналогии с автопортретом, хранящимся в Лондоне, о котором мы писали выше).

7. Портрет Маргареты ван Эйк

Портрет Маргареты ван Эйк, 1439
Портрет Маргареты ван Эйк, 1439

Одна из последних работ ван Эйка, портрет его жены 1439 года, когда-то был вывешен в часовне Гильдии Святого Луки в Брюгге, посвященной художникам. После длительной реставрации в Лондоне, портрет в настоящее время висит в Музее Грунинге в Брюгге. Как и во всех портретах ван Эйка, голова увеличена по сравнению с телом, и все внимание сфокусировано на чертах лица и голове. Маргарет смотрит на зрителя, ее красное платье обшито мехом, а волосы уложены по-бургундски. Эта работа долгое время находилась во владении Гильдии художников им. св. Луки. и вплоть до XVIII в. в день св.Луки выставлялась для всеобщего обозрения как образец мастерства.

8. Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна каноника ван дер Пале, 1434—1436
Мадонна каноника ван дер Пале, 1434—1436

По мнению исследователей, картина написана между 1434 и 1436 годами. Она была заказана для каноника Йориса ван дер Пале. Богоматерь восседает на престоле в центре картины с младенцем Христом на руках; с одной стороны - Святой Донатиан, покровитель Брюгге, а с другой - Святой Георгий в доспехах и стоящий на коленях ван дер Пале в клерикальной одежде. Святые представляют его Богородице, надеясь, что она заступится за него, когда придет его черед предстать перед Богом.

9. Портрет Яна де Лейва

Портрет Яна де Лейва, 1436
Портрет Яна де Лейва, 1436

Еще один из замечательных портретов ван Эйка. Ян де Лейв, вероятно, был знакомым ван Эйка. Он был известным ювелиром в Брюгге, и ван Эйк показывает его одетым в черную шапочку и халат. Ян де Лейв смотрит на зрителя держа в руке золотое кольцо - символ профессии. На рамке, которая окружает портрет, есть надпись, которая проходит по всем четырем сторонам и закрашена так, чтобы выглядеть отлитой в бронзе. Изречение на фламандском языке гласит: «Я, Ян де Лейв, нарисован Яном ван Эйком.»

10. Дрезденский триптих. Богородица с Младенцем, Святым Георгием и Святой Екатериной

Дрезденский триптих. Богородица с Младенцем, Святым Георгием и Святой Екатериной, 1437
Дрезденский триптих. Богородица с Младенцем, Святым Георгием и Святой Екатериной, 1437

Дрезденский триптих, который когда-то был частью коллекции английского Карла I, а теперь хранящийся в Галерее старых мастеров в Дрездене, носит девиз ван Эйка «Als Ich Can» и, вероятно, был задуман как мобильный алтарь для путешествующего священнослужителя: размеры его центральной панели 33х27 см. На внешней стороне панелей (при закрытом алтаре) очень реалистично изображены фигуры Марии и Габриэля, словно каменные скульптуры. А на главных внутренних панелях зрители видят святую Екатерину Александрийскую с одной стороны, Архангела Михаила и неизвестного человека (вероятнее всего, заказчик) с другой, в то время как в центре - знакомое изображение Марии и младенца Христа.