Сколько солнц у Ренуара? И кто такой Ренуар?

25.06.2018

Пьер Огюст Ренуар. Автопортрет, 1899
Пьер Огюст Ренуар. Автопортрет, 1899

Один из известнейших французских художников - Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) - ярчайший представитель импрессионизма, чьи воздушные, искрящиеся портреты невозможно спутать ни с чем.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари, 1877
Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари, 1877

Если перед вами портрет, исполненный импрессионистом, на котором изображены спокойные, довольные люди, над которыми не нависла тень мучительных дум и тревог, если солнце озаряет их, играя в волосах, если все в картине дышит радостью, жизнью - это наверняка Ренуар.

Пьер Огюст Ренуар. На берегу моря, 1883
Пьер Огюст Ренуар. На берегу моря, 1883

Похоже, наделенному многими талантами, Ренуару, на роду было написано стать художником - уже в 13 лет он подрабатывал, разрисовывая фарфоровую посуду. Не удивительно, что известность, слава и достаток не заставили себя долго ждать: Ренуару заказывали портреты состоятельные горожане, его картины выставлялись в галереях и музеях Люксембурга, Лондона и Парижа (он был первым, чью картину приобрел Лувр, еще при жизни художника).

Пьер Огюст Ренуар. Ложа, 1874
Пьер Огюст Ренуар. Ложа, 1874

Ренуар написал около шести тысяч картин. В его творчестве традиционно выделяется несколько периодов:

Импрессионистский период - 1874-1882 - в это время художник создает свои самые знаменитые полотна: “Бал в Мулен де ла Галетт”, “Качели”, “Портрет актрисы Жанны Самари”, “Завтрак гребцов” и др.

Пьер Огюст Ренуар. Качели, 1876
Пьер Огюст Ренуар. Качели, 1876

Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт, 1877
Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт, 1877

Энгровский период - 1883-1890 - под влиянием работ Жана Огюста Доминика Энгра и классиков эпохи Возрождения Ренуар отказывается от чистого импрессионизма, вводя четкие линии рисунка, но сохраняя импрессионистическую манеру при написании окружающей среды.

Пьер Огюст Ренуар. Большие купальщицы, 1887
Пьер Огюст Ренуар. Большие купальщицы, 1887

Перламутровый период - 1891-1902 - в живописи появляется переливчатость цвета, меньше импрессионизма, но все так же много солнца.

Пьер Огюст Ренуар. Спящая купальщица, 1897
Пьер Огюст Ренуар. Спящая купальщица, 1897

Пьер Огюст Ренуар. Пейзаж близ Каня, 1902
Пьер Огюст Ренуар. Пейзаж близ Каня, 1902

Красный период - 1903-1919 - предпочтение отдается красному и розовому цветам.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Адель Бессон, 1918
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Адель Бессон, 1918

Пьер Огюст Ренуар. Габриэль с розой, 1911
Пьер Огюст Ренуар. Габриэль с розой, 1911

Не рассуждая о теории цвета, о призвании искусства, не обременяя себя художественными принципами, не придерживаясь определенного стиля и манеры рисования, “изменяя” импрессионизму с классицизмом, Ренуар лишь одному оставался верен всегда - он писал то,что хотел и так, как хотел, неизменно сохраняя легкость и мимолетность мазков.

Пьер Огюст Ренуар. Завтрак гребцов, 1880-1881гг
Пьер Огюст Ренуар. Завтрак гребцов, 1880-1881гг

“Нужно бродить и мечтать. Работаешь больше всего тогда, когда ничего не делаешь. Прежде чем разжечь печь, надо положить в нее дров”

Пьер Огюст Ренуар. Влюбленные, 1875
Пьер Огюст Ренуар. Влюбленные, 1875