Пешечный эндшпиль. Тест

02.05.2018

Предисловие

Часто многие вещи нам не понятны не в силу того, что к тому слабы наши понятия,но в силу того, что вещи сии не входят в круг наших понятий. - Козьма Прутков.

Ниже будут приведены позиции "простых" пешечных окончаний, которые даются не столько для того, чтоб потренироваться в их разыгрывании и повысить свои умения, а в проверке усвоения базовых принципов разыгрывания подобных окончаний, принципов, которые изложил Капабланка в своём "Учебнике шахматной игры".

Дело в том, что подход Капабланки к обучению шахматам кардинально отличается по методологии от многих других шахматных учителей.

Для сравнения двух подходов рассмотрим этюд Григорьева, который приводит в разделе "Шахматный практикум" советский гроссмейстер Юрий Авербах в своей книге "Школа эндшпиля".

Н. Григорьев, 1920. Выигрыш

Вот с чего предлагает Авербах начинать решение этой композиции:

Во-первых.

"Естественный" ход 1.d4, для тех, кто учился по Капабланке вовсе не выглядит таким уж естественным - великий кубинец учил, что, проводя пешку в ферзи, следует как можно дольше держать ее на исходных позициях, лучше всего вообще на второй горизонтали.

Во-вторых

В соответствии с наставлениями Капабланки, нам нужно добиться, чтоб король чёрных оказался впереди пешки, а король белых позади - это приведёт пешку в движение, с неизбежной ничьей при отсутствии других пешек на доске. Но так, как здесь есть ещё пешки кроме белой проходной, такой вариант нас вполне устроит.

Понятно, что если чёрные позволят белым прорваться вперёд своей пешки, то как учил маэстро Белая Шляпа (Капа по испански - шляпа, Бланка - белая) "дело в шляпе"! Но мы настраиваемся на наиболее упорное сопротивление чёрных.

Чем заканчивается подобный рейд, мы должны знать обязательно, как впрочем, и при любой системе обучения: если пешка вступает на предпоследнюю горизонталь перед превращением с шахом, то будет ничья, т.е. если короля чёрных удастся загнать перед пешкой, то не нужно считать никаких вариантов, чтобы знать, что финал будет вот таким:

Ход белых

Если бы не было других пешек, то ничья, т.к. здесь ход белых. Мы же сейчас её бросим на съедение, но проведём другую.

Прошу заметить: я не привёл ни одного варианта, ни о каких ключевых полях, которые надо вычислять, покуда речи не шло. Всё проистекает только из знания принципов проведения единственной пешки, и у нас складывается план игры с чётким представлением, что мы хотим получить в итоге.

Осуществлению нашего плана мешает то обстоятельство, что король белых не может обойти свою пешку двигаясь в сторону ферзевого фланга - мешает своя вторая пешка и поля битые пешкой чёрных, двигаться же в сторону королевского фланга мешает король чёрных, который при любом ходе "в лоб" занимает оппозицию и пытается не пропустить короля белых.

Стало быть, нужно бороться за овладение оппозицией.

После этих рассуждений "напрашивающийся ход", вовсе не пешкой, а королём на d1

1. Kd1

так как при ходе чёрного короля на f4 белые ходят на белое поле e2 и король чёрных не может удержать оппозицию по вретикали - белые поля на этой вертикали чёрному королю недоступны. Отступление на вертикаль g вообще оставляет белых без хлопот.

Остаётся к рассмотрению ход 1... Ke3 и вынужденный ответ белых 2. Kc2

Теперь у чёрных два возможных ответа - королём на f4 и на f3

При ходе 2... Kf3 совершенно очевиден ответ белых на b3 с захватом горизонтальной оппозиции - оба короля на одной горизонтали и оба на белых полях после хода белых (вариант на интерактивной доске)

Поэтму рассмотрим вариант

2... Kf4

Сейчас, в соответствии с правилами борьбы за оппозицию, белым необходимо встать так, чтоб после хода чёрных на третью горизонталь иметь возможность занять своим следующим ходом либо белое, либо чёрное поле на той же горизонтали, в соответствии с тем, какого цвета поле займет чёрный король. Такое поле в распоряжении белых только одно - b2

3.Kb2

и куда бы ни сходили сейчас чёрные на третью горизонталь, белые встают в оппозицию, например вот так:

и дальше всё просто. Посмотреть возможные варианты на интерактивной доске.

Подобные маневры непосвящённым в принципы борьбы за оппозицию кажутся загадочными и непостижимыми уму простых смертных. На самом деле всё достаточно просто, если основательно разобраться с тем, что такое оппозиция.

В двадцатые годы, когда был составлен этюд, подобные танцы королей могли вызвать восторг, но, после того, как Капабланка раскрыл секреты ясного мышления, восклицательные знаки в ответе после этих ходов, на мой взгляд, неуместны. Это история. Паравда не для тех, кто учебников Капабланки в руках не держал, а если держал, то не читал, а если читал, то не так понял.

...Помимо рассмотренного есть вариант, когда чёрный король, пытаясь оказать максимальное сопротивление, в определённый момент уступает оппозицию, чтобы прорваться ко второй белой пешке, мы предварительно уже отметили эту возможность, как бесихлопотная победа белых в случае прорыва белого короля вперёд своей пешки:

Предыдущим ходом чёрные позволили белым встать в оппозицию, и теперь у белых только ход пешкой, в результате король чёрных подходит ко второй пешке белых, но загораживает дорогу своей пешке, в результате белые успевают раньше поставить ферзя.

И что мы видим? По Капабланке мы больше пользовались общими рассуждениями, чем просчётом вариантов, по Авербаху же мы должны изучить некую теорию ключевых полей, чтобы потом экспериментируя на доске, просчитывая кучу возникающих вариантов найти выигрыш.

Капабланка учит играть в шахматы людей, Авербах - счётную машину. Но за калькулятором человек никогда не угонится.

Так что, выбирая себе педагога, не смотрите на его личные шахматные успехи, смотрите чему он вас будет учить.

Так в далёкие уже от нас годы СССР, на съезде учителей, когда выступал академик Колмогоров, который затеял изгнание из советской школы учебников математики Киселёва, то присутствовавшие на съезде учителя качали головами - поразительно, быть гением в математике и полным профаном в педагогике!

А этюд Григорьева я рекомендую проштудировать на интерактивной доске основательно, это поможет освоить методы борьбы за оппозицию на практике.

Кстати, пользуясь методом Капабланки, мы нашли второе решение этюда, до сих пор, насколько мне известно, как решение приводился другой первый ход белых - королём на c2, рекомендую проанализировать этот вариант самостоятельно.

Тестовые задания

Задания, насколько возможно, сгруппированы по темам применяемых приёмов и нарастают по трудности.

Ход белых. Базовый приём защиты слабейшей стороны

Посмотреть ответ

Ход белых

Посмотреть ответ

Ход белых

Посмотреть ответ

Ход белых

1075
1075

Посмотреть ответ

Ход белых

1094
1094

Посмотреть ответ

Ход белых

1100
1100

Посмотреть ответ

Ход белых

Посмотреть ответ

Ход белых. Не дать встать чёрным в оппозицию

Посмотреть ответ

Ход белых. Теоретическая позиция

Посмотреть ответ

Ход белых. Теоретическая позиция

Посмотреть ответ

Ход белых

1074
1074

Посмотреть ответ

Ход белых

1104
1104

Посмотреть ответ

Ход белых

Посмотреть ответ

Ход белых

Посмотреть ответ

1078
1078

Посмотреть ответ

Ход белых

1062
1062

Посмотреть ответ

Ход белых

1072
1072

Посмотреть ответ.

Ход белых

1097
1097

Посмотреть ответ

Ход белых

1063
1063

Посмотреть ответ

О.Дурас, 1905. Выигрыш

1099
1099

Посмотреть ответ

Р.Рети. Ничья

1070
1070

Посмотреть ответ

Корольков. Ничья

1071
1071

Посмотреть ответ