Почему водителей наказывают за электронные полисы ОСАГО

Водители, доверившиеся новым технологиям, попали в законодательную ловушку, которую им подготовили страховщики в коллаборации с ГИБДД.

Недавно россиянка поделилась неприятной историей о том, как ее в конце июля оштрафовали за отсутствие полиса ОСАГО. Как выяснилось, полис у нее есть, но только в электронном виде. Да, сегодня многие водители оформили электронный документ, рассчитывая не возить с собой кучу бумаг. Именно в эту сторону постепенно движется цифровизация документооборота, провозглашенная властями. Но пока процесс явно буксует.

Несмотря на то, что в некоторых инструкциях есть упоминание о том, что электронный документ равнозначен напечатанному, и при его наличии бумажную версию иметь при себе необязательно, на практике выясняется, что это не совсем так. А люди между тем поверили. И получили проблему.

Как рассказала автовладелица, ее остановил инспектор и при проверке документов предъявил претензию за отсутствие полиса ОСАГО. Женщина парировала, что у нее есть полис, его наличие можно проверить по базе Российского союза автостраховщиков.
Сотрудник ГИБДД сделать это отказался, заявив, что у него нет обязанности пробивать каждый полис по базе, а в
ПДД четко прописано, какие документы водитель обязан возить с собой.

Действительно, п. 2.1.1 ПДД гласит, что водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки по требованию сотрудников полиции страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа.

После этого случая у автомобилистки возник резонный вопрос: зачем нужно заводить электронный полис, если все равно придется ездить с распечатанным?
Ни в полиции, ни в Госдуме не могут категорично ответить на этот вопрос. С одной стороны есть закон, который говорит, что электронный и бумажный полис имеют одинаковый статус. С другой, законодатели все равно рекомендуют распечатывать электронный документ и возить бумажный вариант с собой. Хотя в то же время, согласно их разъяснениям, допустимо при общении с инспектором просто указать номер электронного полиса и компанию, которая его выдала. То есть по закону, инспектор обязан проверить номер и убедиться в достоверности данных по базе.

На деле же выясняется, что сотрудники ГИБДД не всегда имеют возможность обратиться к онлайн-сервисам. На этот случай в страховых компаниях рекомендуют все же брать с собой бумажный полис.

В то же время правоведы уверены, что штрафовать за отсутствие бумажки, при наличии электронного полиса, ГИБДД не имеет права. А возникающие недоразумения и разночтения списывают на переходную стадию. И если водителя все же наказали, он может опротестовать такое решение, настаивают юристы. Со временем система справится с этим пережитком, когда обязательно «требуют бумажку», инспекторы привыкнуть пользоваться электронными базами, и конфликтов по этому поводу не будет.

Итог. Dura lex, sed lex ("Суров закон, но закон", т. е. каким бы ни был суровым закон, его следует соблюдать). Помните п. 2.1.1 ПДД и возите с собой обязательно:

  1. водительское удостоверение или временное разрешение;
  2. регистрационные документы;
  3. документ, подтверждающий факт установления инвалидности, если есть знак "Инвалид" на машине;
  4. и страховой полис или распечатку.

Удачи на дорогах! И пишите комментарии!

Поставьте, пожалуйста, лайк - для вас не сложно, а нам это очень важно.
И подписывайтесь на канал, спасибо!