ГАЗ-4106 — самая последняя "Чайка", о которой мало кто знает

30 October 2020

Как бы мы не боготворили советские правительственные лимузины, стараясь не обращать внимания на их недостатки и недоработки, они тоже со временем устаревали.

В середине 1980-х годов стало очевидно, что ГАЗ-14 "Чайка" отчаянно требует обновления. Причем не только с эстетической точки зрения, но и технически.

Так в 1984 году появился ГАЗ-4106 "Чайка" - последняя версия ГАЗ-14, о которой практически никто не знает. Всё это из-за того, что информации по автомобилю практически нет, как и фотографий.

Тем не менее что-то всё же мы знаем!

ГАЗ-4106 "Чайка" с конструкторами завода
ГАЗ-4106 "Чайка" с конструкторами завода

Внешне ГАЗ-4106 изменился довольно скромно. ГАЗ-14 "Чайка" еще не успела устареть к этому времени, поэтому конструкторы ограничились лишь косметическими изменениями.

ГАЗ-4106 получил сходную с ГАЗ-3102 "Волга" решетку радиатора, а также новые пластиковые "очки" для фар. Больше никаких изменений во внешности не было.

А вот технические изменения были гораздо более любопытными. Главное новшество касалось двигателя. ГАЗ-4106 "Чайка" вернули ранее отвергнутый на государственной приёмке разработанный в конце 70-х годов инжекторный двигатель ЗМЗ-504.10.

Этот 5,5-литровый силовой агрегат выдавал 270 л.с. и 480 Нм крутящего момента. В паре с ним работала новая автоматическая коробка передач, была специально разработана в МАДИ для ГАЗ-4106 "Чайка".

ГАЗ-4106 "Чайка"
ГАЗ-4106 "Чайка"

Такое сочетание позволило поднять максимальную скорость со 175 до 220 км/ч. И так как это было значительно быстрее, чем у серийного автомобиля, конструкторы заменили задние барабанные тормоза на дисковые.

Были некоторые изменения в оснащении. ГАЗ-4106 "Чайка" удостоился первого советского кондиционера "Весна". Теперь не только отопитель, но и кондиционер обслуживали весь объём салона.

Если вы помните, довольно большой объем багажника у ГАЗ-14 "Чайка" занимал кондиционер. В ГАЗ-4106 от него удалось избавиться, что позволило сделать багажник просторнее.

Немного изменилась аудиосистема. Теперь стереофонический проигрыватель, ранее спрятанный в боковом бардачке, совместили с радиоприёмником, а приоритет управления передали водителю.

ГАЗ-4106 "Чайка"
ГАЗ-4106 "Чайка"

Технологии середины 80-х годов позволили сделать электроприводы привычных сегодня вещей. Так, появились сиденья с электрорегулировками и памятью на 2 персоны, а также подогревом, электрорегулировка зеркал заднего вида или электрошторки.

Автомобиль действительно получился очень хорошим и исправлял множество недостатков серийного ГАЗ-14. Но в серию его запустить просто не успели.

В 1988 году, в рамках так называемой "борьбы с привилегиями", ГАЗ-14 "Чайка" был снят с производства по личному указанию М.С. Горбачёва, причём одновременно была уничтожена вся технологическая оснастка. Одно из очень глупых решений советского правительства. Жалко.

Серийный ГАЗ-14 "Чайка"
Серийный ГАЗ-14 "Чайка"