Необычная полукапотная "Ока", созданная вертолётным заводом

12 December 2019
22k full reads
24k story viewsUnique page visitors
22k read the story to the endThat's 93% of the total page views
1 minute — average reading time

Поверьте, автомобильная промышленность нашей страны очень многогранна. Просто мы не знаем о многих экземплярах, которые были созданы, но не дошли даже до мелкосерийного производства. Одним из них является эта необычная грузовая "Ока", созданная... вертолетостроительной компанией ОАО "Роствертол".

Как завод, который выпускал военные вертолеты, такие как Ми-24 и Ми-26, дошел до того, чтобы даже задуматься о выпуске грузового автомобиля на базе "Оки"? Дело в том, что это были суровые 90-е, когда поддержка государства резко прекратилась и многие заводам пришлось искать новые ниши, чтобы загрузить производство и хотя бы как-то выжить.

Полукапотный МГ-01
Полукапотный МГ-01
Полукапотный МГ-01

Генеральный директор ОАО "Роствертол" Михаил Васильевич Нагибин оценил плачевное состояние рынка легкого коммерческого транспорта России. В типаже тогда отсутствовали целые сегменты.

Коммерческие автомобили экстра-легкого класси, созданные на базе «Оки», могли бы стать хорошим подспорьем в растущих мелких и фермерских хозяйствах на Дону и Кубани и конкурировать с ИЖами и Daewoo Damas. Они бы не только стоили дешевле, но и их эксплуатация небогатым фермерам обходилась бы в меньшую сумму.

В конце 90-х годов "Ока" с её 35-сильным карбюраторным двигателем стала достаточно популярной среди российских водителей. Примерно в то же время ОАО "Роствертол" уже удалось наладить производство грузовых автомобильных прицепов ПГД-500 "Дончак". Оставалось лишь объединить всё в одном автомобиле.

Прицеп ПГД-500 "Дончак", выпускаемый ОАО "Роствертол"
Прицеп ПГД-500 "Дончак", выпускаемый ОАО "Роствертол"
Прицеп ПГД-500 "Дончак", выпускаемый ОАО "Роствертол"

В итоге взяв за основу ВАЗ-11113 инженеры вертолетного завода разработали два прототипа грузовой "Оки": МГ-01 с полукапотной компоновкой и более классический МГ-01А. Габаритные размеры у прототипов отличались: у полукапотной они составляли 3800х1520х1700 мм, а у капотной модификации – 4150х1720х1400 мм. Задняя подвеска — естественно, рессорная.

МГ-01А с капотной компоновкой
МГ-01А с капотной компоновкой
МГ-01А с капотной компоновкой

Запуск производства был намечен на I квартал 1999 года с выпуска всего одного мини-грузовика. В следующем году планировали сделать пять экземпляров, а к 2002 году должны были выйти на 100 грузовичков ежегодно. При этом суммарные инвестиции, необходимые для налаживания производства, составляли около 1,3 млн долларов США. Точку окупаемости запланировали на 2003 год.

Но в планы вмешался дефолт 1998 года. А окончательным приговором проекту стала смерть Нагибина в марте 2000 года. Через полтора года на столичной выставке единственным напоминанием об эпохе конверсии на стенде ЗАО «Роствертол» надпись «Потребительский спрос уточняется» уже никого не обнадёживала.

Прицеп-дача "Роствертол-375" - еще одна околоавтомобильная продукция завода ОАО "Роствертол"
Прицеп-дача "Роствертол-375" - еще одна околоавтомобильная продукция завода ОАО "Роствертол"
Прицеп-дача "Роствертол-375" - еще одна околоавтомобильная продукция завода ОАО "Роствертол"