Почему я отказался от автомобиля в большом городе?

По статистике 20% населения Москвы перемещается каждый день исключительно на личном авто. Еще какой то процент ищет возможности присоединиться к этим 20%, но пока еще ездит на метро. Но в любом крупном городе активно развивается значительно больший пласт людей, которые имея и автомобиль (зачастую весьма дорогой), и возможность каждый день ездить на нем на работу, а иногда - даже право на личный авто от работодателя, сознательно отказываются от этой возможности в пользу общественного транспорта.

Как известно, процесс развития мира, и, в том числе, сознания, развивается по восходящей спирали. Сначала мы ездим на транспорте потому что нет денег на авто, потом - гордо смотрим на проезжающую мимо набитую электричку из окна собственного автомобиля, через некоторое время - снова с сочувствием смотрим из окна все той же электрички на стоящие в пробке авто. Попробую описать как и почему я внезапно поставил машину в гараж на всю рабочую неделю, и снова купил проездной.

  • Время. Самый ценный ресурс, который невозможно вернуть назад. От дома в Мытищах до места работы я могу доехать на машине примерно за 30-40 минут по пустой дороге. В более реальной ситуации это время варьируется от часа до двух. Прибавим сюда еще потери времени на более частые визиты в сервис, возможные ДТП, различные погодные пробки и перекрытия дорог, заправки, поиск места для парковки, и получим весьма внушительную цифру, которую, к тому же, сложно предсказать заранее - а значит, чтобы приехать куда то вовремя надо выезжать или сильно заранее, или постоянно извиняться за опоздания. С другой стороны, на электричке и МЦК (метро) я всегда гарантированно доезжаю до работы за 1 час и 10 минут. В любую погоду, при любом количестве пассажиров внутри и автомобилей снаружи. При этом, при грамотном подходе, это время не умирает впустую, к примеру, за 40 минут в поезде я успеваю разгрести почту или написать вот эту статью. Ноутбуки ныне недорогие и потрясающе компактные. То есть время, убитое на дорогу впустую, составляет примерно 20 минут, и абсолютно предсказуемо.
  • Деньги. Те, кто считает стоимость поездки на авто только по топливу, обманывают в первую очередь, себя. На деле топливо - это даже не большая часть поездки, в цену которой всегда входят утеря товарной стоимости авто, сервисное обслуживание, парковки, налоги, ОСАГО, и прочее. Дополнительно сюда можно включить штрафы, КАСКО, проценты по кредиту, возможный ущерб от ДТП или угона, не покрытый страховкой. Итого, часовая поездка на машине среднего класса на работу стоит 500-700 рублей без учета разного года внезапностей. В свою очередь, даже если мы не хотим вообще ходить пешком и толкаться в душной летней электричке - билет на «спутник» стоит 120 рублей, МЦК (при покупке проездного) - 26, предположим, что вместо 10 минут пешком мы вызовем такси Яндекс или Убер - это еще 100 рублей. Итого - 250 рублей с полным комфортом, или 100 рублей без такси на обычной электричке, что тоже вполне приемлемо.

Таким образом, лично для меня все сложилось в пользу общественного транспорта, который в последние годы в Москве переживает просто бум своего развития. При этом я не отказываюсь от авто абсолютно - по выходным с семьей я передвигаюсь на своей любимой машине, которую можно выбирать совсем иначе, если отбросить необходимость каждодневного толкания в пробках, а по городу, если это оправданно временными или экономическими соображениями, я иногда вызываю подешевевшее до неприличия такси. Результат - значительно более эффективное использование личного времени, и ощутимо прибавившийся бюджет.