Почему не стоит прогревать машину зимой?

14 January 2018

Каждую зиму все автолюбители делятся на два лагеря: те, кто старательно греет машину и те, кто начинает движение сразу. Попробуем разобраться, как на самом деле стоит поступать и какие именно действия будут полезны вашему авто?

1. Что греем?

При тарахтении машины на холостых оборотах прогревается только двигатель, да и то - не полностью. На рабочую температуру стоя на месте в сильный мороз, бензиновый двигатель выйдет очень нескоро, а дизельный двигатель - скорее всего, не выйдет вообще. Предположим, что мы упертые, и прогрели двигатель хотя бы до отрыва стрелки температуры охлаждающей жидкости от нуля. Ок, двигателю стало чуть лучше, но ведь это не единственный агрегат автомобиля, которому нужен прогрев, и где загустевает смазка. Стоя на месте мы никак не прогреваем коробку передач, трансмиссию, амортизаторы (да да, движения по ухабам с замерзшими амортизаторами очень быстро выводит их из строя), другие узлы и агрегаты авто. Правильным с точки зрения равномерного прогрева всех агрегатов будет дать двигателю поработать на месте 1-2 минуты, пока масло растечется по всем каналам, на АКПП - медленно переключиться в положение "D", задерживаясь по несколько секунд в каждом положении для разгона загустевшего масла, и начать неспешное движение. Первые пару километров стоит ехать не делая резких движений, максимально плавно и аккуратно. Это поможет разогреться и разогнать масло всем агрегатам, задействованным в движении, да и двигатель наберет рабочую температуру намного быстрее.

2. Как греем?

Как правило, одновременно с запуском двигателя на прогрев, водители стремятся включить на всю катушку обдув лобового стекла и отопление салона. Данный процесс еще больше затягивает прогрев, так как ледяной воздух с улицы будет дополнительно охлаждать двигатель. Если очень хочется прогреть салон побыстрее - по крайней мере, нажмите кнопку внутренней циркуляции воздуха. В таком случае воздух будет забираться уже чуть нагретым из салона. А лучше - включать обдув только через 3-5 минут после запуска, уже начав движение.

3. Чему вредим?

Холодная работа двигателя достаточно быстро изнашивает поршневую систему, движение с недостаточно смазкой АКПП загустевшим маслом ускоряет износ фрикционов или сцеплений в роботизированных коробках. Трансмиссионное масло густеет куда сильнее, чем моторное, поэтому узлы и агрегаты механической коробки, а во внедорожниках и кроссоверах - раздаточной коробки, вискомуфты, и дифференцалов первые минуты движение практически не смазываются, и требуют очень аккуратного движения. Замерзший амортизатор вообще можно при успешном стечении обстоятельств "убить" на первой же яме.

Это только одна сторона вреда. Про экологию в нашей стране никто не думает, но стоянка с работающим двигателем во дворах жилых домов мало того, что официально запрещена законом, но и приводит к повышенной концентрации отработанных газов на первых этажах зданий. А газы эти, как учит нас физика, до прогрева всех систем нейтрализации, в несколько раз более токсичны, чем при движении.

4. Как же быть, если хочется утром сесть в теплую машину?

Самый неправильный вариант - автозапуск. Машина обычно при этом работает на холостых дольше, чем при ручном прогреве, и зря расходует дорогое ныне топливо и вредит окружающим. При этом машин таких утром в крупном дворе, как правило, не один десяток.

Самый правильный вариант - теплый гараж. Все узлы и агрегаты при этом находятся в тепле, прогрев двигателя не нужен по определению, и дымить вы будете вдали от мест проживания людей.

Приемлемый вариант - установка предпускового подогревателя. Он греет двигатель и салон без запуска двигателя, потребляя при этом в разы меньше топлива, и, соответственно, производя меньше выбросов. Вы садитесь в теплую машину с оттаявшими стеклами, легко запускаете двигатель, и можете сразу начинать движение. Современные недорогие комплекты подогрева на легковой автомобиль стоят от 25 000 рублей с установкой - не так много, по сравнению с удобством, повышением ресурса двигателя, и снижением расхода топлива, которые они дают.

Подписывайтесь, будет интересно!