Дизельные двигатели: особенности зимней эксплуатации

17 January 2018
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

С наступлением зимы многие владельцы дизельных автомобилей сталкиваются с рядом проблем. Что необходимо знать для того чтобы их избежать?

Ввиду высокой степени сжатия и более высоких, по сравнению с бензиновыми двигателями, пусковых оборотов, дизельные двигатели требуют повышенной мощности аккумулятора, которая выражается в величине пускового тока. Поэтому в условиях зимней эксплуатации на дизелях не рекомендуется использовать аккумуляторные батареи с у которых сила пускового тока менее 320А, хотя на бензиновых моторах аккумуляторы с меньшим пусковым током не создают проблем.

Так же могут возникнуть проблемы с аккумулятором, прослужившим более трех лет. Однако не спешите его утилизировать. Если такой аккумулятор поставить на автомобиль с бензиновым двигателем, то на нем он исправно проработает еще несколько лет.

Если аккумулятор обслуживаемый, то периодически обязательно нужно проверять уровень электролита. Зачастую летом об этом забывают, и иногда «банки» оказываются сухими. Особое внимание нужно уделять клеммам аккумулятора, стартера, которые в обязательном порядке нужно очищать от окисления. При низких температурах емкость АКБ значительно снижается, а в электрических цепях возрастают высокие переходные сопротивления. Не будет лишним покрыть наружные части клемм консистентной смазкой, которая защитит их от действия химических реагентов, которые зимой применяются для ликвидации скользкости. В системе питания нужно удалить отстой из топливного бака и фильтра. Если у дизельного мотора летом наблюдалась дымность, то нужно проверить, а при необходимости подкорректировать угол опережения впрыска. Этот параметр очень влияет на запуск холодного двигателя. Не следует производить регулировку угла впрыска самостоятельно при отсутствии должного опыта, лучше это доверить специалистам автосервиса. Есть смысл демонтировать сеточку на заборнике в топливном баке, которая является отличным образователем пробок.

Для автомобилей, чей пробег превышает 300 тыс. км зимний запуск может быть сильно затруднен недостаточной компрессией в цилиндрах из-за изношенной поршневой группы. Если температура снижается до отметки —25 °С, то применение всесезонного моторного масла не осложнит работу дизеля, а при желании облегчить жизнь аккумулятору и стартеру можно применить масло с более низкой вязкостью.

Существует большой ассортимент различных легковоспламеняющихся химических средств для облегчения пуска моторов, однако не стоит забывать что от их передозировки дизельный мотор может серьезно пострадать. Даже 1 кубический сантиметр такого средства способен нанести вред поршневой группе — из-за слишком раннего воспламенения возникают слишком большие ударные нагрузки.

Для дизеля настоящие испытания начинаются, когда температура опускается до отметки —25 °С. На Крайнем Севере и Сибири был накоплен богатый опыт эксплуатации дизельных агрегатов в зимний период. Во время сильных морозов в этих регионах техника вообще на ночь не глушится, а в топливных баках устанавливаются различные трубки и змеевики, по которым циркулирует горячая жидкость системы охлаждения или выхлопные газы.

При сильных морозах не будет лишним снять АКБ и занести в теплое помещение, потому что для полноценного запуска утром в ней может не хватить емкости. В самом худшем случае, если плотность электролита не соответствует зимним нормам, он может попросту замерзнуть, со всеми негативными последствиями. Прежде чем заглушить двигатель можно залить в масляный картер 100-150 грамм бензина, который на некоторое время снизит вязкость масла и облегчит последующий пуск. После запуска и прогрева бензин испарится и улетучится через вентиляционную систему картерных газов, в этом и заключена вся хитрость. Однако такой способ действенный лишь в качестве временной меры. Дело в том что бензин способствует окислительным процессам масла, так как разрушает присадки которые в нем содержатся. В результате происходит ухудшение противоизносных и антизадирных свойств масла, а на деталях двигателя происходит интенсивное отложение нагара.

Инструкция по эксплуатации запрещает запуск дизеля с буксира. Дело в том что в газораспределительном механизме стоят мощные шестерни, а на обледенелом или заснеженном покрытии колеса легко проскальзывают, прибавьте сюда загустевшее масло в двигателе и коробке передач, и при попытке провернуть коленвал с помощью трансмисии не избежать рывков. В подобных условиях ремень может перескочить на несколько зубьев, или даже произойти его обрыв. И все же, если нет возможности зарядить аккумулятор или неисправен стартер, то альтернативы запуска помощью буксира нет. Естественно при условии что у аккумулятора будет достаточно энергии для включения электромагнитного клапана топливного насоса для подачи топлива и обеспечения работы подогрева топливного фильтра и свеч накаливания. А вообще, все проблемы дизеля, которые не заметны летом отчетливо проявляются в зимний период.

Немалая доля проблем при зимней эксплуатации дизелей связана с применением дизельного топлива, не соответствующего сезону. Стандартами установлены три основные его марки.

Наиболее распространенным является летнее топливо (Л), температурный диапазон применения которого от нуля °С и выше. При минусовых температурах (до -30 °С) применяется зимнее (З) дизельное топливо. При температурах превышающих -30 °С следует применять арктическое (А) дизельное топливо. Температура помутнения является отличительной чертой дизтоплива. Помутнение фактически является началом процесса кристаллизации парафинов, содержащихся в дизельном топливе. Топливо действительно мутнеет, а при последующем понижении температуры начинает напоминать застывающий жир или кисель. Микрокристаллы парафина забивают топливные фильтры, предохранительные сеточки, оседают в трубопроводах и работа двигателя парализуется. Летнее дизельное топливо начинает мутнеть при температуре — 5 °С, а зимнее при — 25 °С. Летнее топливо не отличается от зимнего ни запахом, ни цветом. Однако, как показывает практика, зимой дизель можно успешно эксплуатировать и на летнем топливе. Для этого используют смесь керосина и летнего дизеля. Например, при температуре воздуха от -20 °С до — 30 °С во избежание замерзания в летнее топливо добавляют 10-20 % керосина. Кроме того существует масса специальных топливных присадок предназначенных для повышения морозостойкости летнего топлива, в основе которых так же используется керосин. Практическим путем доказано, что даже длительная эксплуатация двигателя на такой смеси при низких температурах не оказывает существенного негативного влияния на его узлы и агрегаты. В качестве крайней меры, если в топливо не возможно добавить керосин или присадки, можно добавить бензин. Но следует помнить, что работая на такой смеси, двигатель теряет свои показатели, его работа становится более жесткой, что влияет на срок службы деталей поршневой группы. Кроме того само дизельное топливо является смазкой для высокоточных деталей топливной аппаратуры и форсунок. При добавлении бензина смазывающие свойства дизельного топлива ухудшаются.

Для дизельного двигателя зима приходит с наступлением среднесуточной температуры воздуха +5 °С. Лишь до этой температурной отметки кое-как удается запустить дизель с неисправными свечами накаливания. При дальнейшем понижении температуры запуск окажется невозможным, даже если не рабочей окажется всего одна свеча. О работе свечей накаливания информирует сигнализатор на приборной панели, который загорается, а спустя несколько секунд гаснет, тем самым указывая на то, что камера сгорания готова к приему порции топливовоздушной смеси. Однако полностью полагаться на этот индикатор не стоит. Он может загораться, даже в случае перегорания предохранителя и несрабатывания реле блока управления свечами накаливания. Что же касается надежности самих свечей, то после пятилетней эксплуатации в них может перегорать внутренняя спираль накаливания. Чтобы проверить работоспособность свечи, ее следует вывернуть и подать на нее питание. У работоспособной свечи сразу же начнется нагрев калильной трубки, а спустя 10 секунд она раскаляется до свечения. Если этого не происходит — свечу нужно заменить.

Не забываем подписываться на наши группы в соцсетях:

Вконтакте https://vk.com/carsguruclub,

Facebook https://www.facebook.com/carsguru.ru/,

Одноклассники https://ok.ru/group/52922229129359,

YouTube https://www.youtube.com/c/CarsGuru,

Instagram https://www.instagram.com/carsguru/,

Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/media/carsguru.net