13 594 subscribers

Почему не пошел дизель ЗИЛ-645

73k full reads
97k story viewUnique page visitors
73k read the story to the endThat's 75% of the total page views
5 minutes — average reading time

Дизельные двигатели — одно из самых слабых мест отечественного автопрома. Даже флагман отрасли, автозавод ЗИЛ до начала 70-х не вел серьезных разработок по этой теме. Однако новые экономические потребности и смены курса на всеобщую дизелизацию грузового автотранспорта, подтолкнули ЗИЛ к созданию собственного дизельного мотора — ЗИЛ-645. Однако судьба его сложилась не слишком удачно.

Новый грузовик

ЗИЛ-9Э169 1980 года постройки
ЗИЛ-9Э169 1980 года постройки
ЗИЛ-9Э169 1980 года постройки

Разработку дизельного мотора завод начал по собственной инициативе в 1971 году. Предполагалась что новый двигатель встанет под капот перспективного грузового автомобиля (семейство ЗИЛ-4331), который придет на смену стремительно устаревающему ЗИЛ-130. При этом уже с самого начала предусматривалась широкая унификация основных узлов (сцепления, коробки передач и т.д.) будущей новинки с текущим флагманом завода. Это было продиктовано из соображения экономии, учитывая колоссальный объем выпуска ЗИЛ-130. Как бы то ни было от бензиновых предшественников, ЗИЛ-645 позаимствовал лишь V-образную схему расположения цилиндров, да примерно одинаковые габариты.

В 1974 году в первый опытный ЗИЛ-645 был готов. Он имел рабочий объем 7,6 л, мощность в 160 л.с. и крутящий момент 451 Нм. Первые же испытания показали, что тягово-динамических характеристик мотора недостаточно для работы в составе автопоезда общей массой в 20,5 т. Как следствие в 1976 году появился ЗИЛ-645 с увеличенным до 8,74 л рабочим объемом, мощностью 185 л.с. и моментом в 510 Нм. Изначально постройка моторов велась в экспериментальном цехе ЗИЛ.

ЗИЛ-169 с полуприцепом ОдАЗ-9370
ЗИЛ-169 с полуприцепом ОдАЗ-9370
ЗИЛ-169 с полуприцепом ОдАЗ-9370

Параллельно с этим началось строительство моторного завода в городе Ярцево, Смоленской области. Панировалось, что Ярцевский завод двигателей будет выпускать до 250 тысяч дизельных моторов ЗИЛ-645 в год. Запуск производства должен был состояться в 1986 году, а до этого момента производство малой серией планировали организовать на УАМЗ (Уральском автомоторном заводе).

Строительство нового кузовного корпуса
Строительство нового кузовного корпуса
Строительство нового кузовного корпуса

На 1981 год ЗИЛ собрал всего 75 дизельных моторов. Но опытных автомобилей ЗИЛ-169 (ЗИЛ-4331) собрали и того меньше — 31. Процесс тормозили кабины, так как к тому моменту кузовной и прессово-сварочный корпуса, под новые кабины еще не были готовы. Таким образом перед руководством завода встал вопрос, пускать дизельный мотор в производство раньше кабин или дождаться ЗИЛ-169. На первый взгляд идея была не плоха. Пока идет достройка вышеозначенных объектов, организовать производство переходных ЗИЛ-130 и 131 с дизельным мотором. Однако это бы потребовало дополнительных финансовых затрат на переоборудование производства и модернизацию текущих машин, так что противников у этой идеи было достаточно. Спор разгорался, а время шло.

Дизельный двигатель

Почему не пошел дизель ЗИЛ-645

Процесс разработки дизельного двигателя осложнялся тем, что на ЗИЛе практически не имели опыта постройки таких моторов. Как следствие конструкторы завода обращались за консультацией к коллегам из НАМИ, ЯМЗ и т.д. Кроме того зиловцы изучали конструкцию отечественных и импортных моторов. Так рабочий процесс смесеобразования в ЗИЛ-645 происходил по объемно-пристеночному типу (D-процесс). Аналогично был реализован процесс в моторах семейства Deutz FL-413, которые применялись в грузовиках Magirus .

Подача топлива форсункой осуществлялось через два сопловых отверстия, практически параллельно стенке камеры сгорания. К концу такта сжатия в камере сгорания создавалось интенсивное вращательное движение воздушного заряда, а часть топлива сносилось на стенки камеры сгорания, образуя пленку. В таких условиях сгорание топлива происходило плавно и достаточно эффективно. В результате мотор работал довольно тихо, а его выхлоп был менее токсичен. Кроме того благодаря управляемому процессу сгорания и довольно высокой степени сжатия (18,5), ЗИЛ-645 обладал многотопливностью. Он мог работать на чистом бензине АИ-80, авиационном керосине, смеси бензина с дизтопливом и солярке.

Конструкция

ЗИЛ-645
ЗИЛ-645
ЗИЛ-645

Блок цилиндров и ГБЦ чугунные, поршни алюминиевые. Гильзы «мокрые» чугунные. Коленчатый вал стальной, пятиопорный. Привод распределительного вала, простой и надежный — шестеренчатый. Клапана по два на цилиндр — стальные. ТНВД чешского производства фирмы Motorpal, располагался в развале блока. Позднее импортный ТНВД заменили отечественным.

В 1984 году ЗИЛ подписал 18-месячный контракт с Klockner-Humboldt-Deutz (KHD) стоимостью 30 млн. рублей. В ходе него немецкая фирма провела испытания и доводку зиловского мотора. Спустя год ЗИЛ-645 пошел в производство на УАМЗе. Правда по обходной, как говорили тогда — опережающей технологии.

Время упущено

Опытный ЗИЛ-4331
Опытный ЗИЛ-4331
Опытный ЗИЛ-4331

Если учитывать, что активная разработка дизельного мотора ЗИЛ-645 началась в 1972 году, то до момента начала его маломальского производства прошло 12 лет. По сравнению с темпами развития зарубежного автопрома, очень большой срок.

Тем временем ЗИЛ-169 переименованный согласно новому отраслевому стандарту в ЗИЛ-4331 также постепенно готовился к серийному производству. 7 ноября 1985 года завод собрал первую опытно-промышленную партию из 50 машин. Но качество автомобилей было настолько низким, что потребовалось еще несколько месяцев для их доработки. С ЗИЛ-645 дело обстояло не лучше. УАМЗ со сборкой моторов явно не справлялся: каждая вторая ГБЦ отходила в брак, сварной масляный поддон подтекал, а некачественные алюминиевые поршни приводили к задирам. В 1986 году завод изготовил около 145 дизельных ЗИЛ-4331. Из них 70% имели дефекты двигателя.

К 1991 году Московский автозавод собрал 4420 грузовиков ЗИЛ-4331. В 1992 году с шестилетним опозданием состоялся пуск Ярцевского моторного завода. На его строительство ЗИЛ потратил 777 млн. рублей, еще 620 млн. пришлось на оборудование. И это все на фоне летящей в бездну советской стране.

Предсерийный ЗИЛ-4331
Предсерийный ЗИЛ-4331
Предсерийный ЗИЛ-4331

С приходом рыночной экономики ненадежный дизельный ЗИЛ-4331 оказался мало востребован. Тогда вообще среднетоннажные грузовики не пользовались спросом. В результате ЗИЛ так долго осваивавший новый грузовик, потратив на него кучу денег, оказался в очень невыгодном положении.

Как бы то ни было производство мотора продолжалось. К 1992 году ЯЗД выпустил 10 тысяч двигателей. Но в дальнейшем объемы производства постоянно снижались. Хотя справедливости ради следует отметить, что зиловцы неоднократно модернизировали свой мотору, улучшая его надежность и экономичность. Тем не менее уже к началу 2000-х производство ЗИЛ-645 фактически прекратилось.

Почему не пошел дизель ЗИЛ-645

Оригинал статьи доступен на сайте autohs.ru

Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!

Заходите на мой новый YouTube канал, там много интересных видео

Читайте также: Архивные фото с советских автозаводов