«ЗИЛ-134»: лучший советский грузовик-тягач 60-х

7 June 2019
23k full reads
2,5 min.
27k story viewsUnique page visitors
23k read the story to the endThat's 86% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Создание колесного тягача повышенной проходимости всегда было не простой задачей. Он должен буксировать прицепы и артсистемы, перевозить грузы и личный состав и все это в невыгодных для колесной техники условиях тяжелого бездорожья, снега, водных преград и т.д.

ЗИЛ-134
ЗИЛ-134

Для создания тягача нового поколения, отвечающего самым жестким требованиям, специалисты применили весь свой опыт и знания, так родился уникальный ЗИЛ-134, который надолго опередил свое время, но к сожалению судьба была к нему неблагосклонна.

Создавая ЗИЛ-134 конструкторы поставили перед собой амбициозную задачу - обеспечить проходимость автомобиля на уровне гусеничных тягачей схожего класса. Для ее решения, инженеры использовали полноприводное 8-колесное шасси, подобная схема уже доказала свою эффективность на экспериментальных ЗИЛ-Э134.

В 1956 коллектив СКБ приступил к работе и сверхрекордные сроки, всего через год был готов первый прототип. Он представлял собой грузовик с колесной формулой 8х8, оснащенный оригинальным 12-цилиндровым двигателем проектной мощностью в 250 л.с.

«ЗИЛ-134»: лучший советский грузовик-тягач 60-х
«ЗИЛ-134»: лучший советский грузовик-тягач 60-х

Помимо нового двигателя конструкторы использовали самые передовые разработки, не считаясь с затратами: автоматическая КПП, мосты с бортовыми редукторами и самоблокирующиеся дифференциалы, независимая торсионная подвеска всех колес, гидроусилитель руля и шины сверхнизкого давления.

Благодаря бортовым редукторам удалось обеспечить огромный дорожный просвет в 470 мм, а гладкое герметичное днище обеспечивало плавучесть машины. Шины диаметром 20 дюймов имели развитые грунтозацепы и централизованную систему подкачки.

ЗИЛ-134 в снегу
ЗИЛ-134 в снегу

Эти технологии подарили вездеходу исключительные внедорожные способности, которые он продемонстрировал на полигоне в марте 1957 г. ЗИЛ-134 уверенно двигался по снежной целине глубиной 650-900мм, не уступая гусеничному вездеходу ГАЗ-47. Средняя скорость по снегу достигла 30,7 км/ч, что было даже несколько выше чем у ГАЗ-47.

ЗИЛ-134 на болоте
ЗИЛ-134 на болоте

Второй этап проходил в ноябре 1957 года, ЗИЛ тестировался на болоте в Московской области. Оно имело глубину в 500 мм и твердое дно. Температура в -7℃ способствовало загустению поверхности болота и образованию торфяной каши, что значительно осложняло передвижение. Тем не менее, даже в таких условиях ЗИЛ-134 был способен передвигаться, правда с цепями противоскольжения, без них протектор быстро забивался и вездеход останавливался.

В воде
В воде

Третий этап, проходил в мае 1958 года, на водоемах Московской области. После герметизации кабины и установки щитков воздухоотводов, ЗИЛ-134 своим ходом погрузился в воду, после чего уверенно преодолел реку шириной 80 метров, со средней скоростью 2 км/ч. При установке лодочного мотора, скорость увеличивалась до 4 км/ч.

Валить деревья на колесном грузовике? Запросто
Валить деревья на колесном грузовике? Запросто

В целом ЗИЛ-134 показал феноменальную проходимость, лучшую среди колесной техники того времени. Тягач преодолевал подъемы крутизной до 40 градусов, 1,5 метровые брустверы, срезал деревья толщиной ствола до 350 мм и демонстрировал крайнее безразличие к любому типу бездорожья, уверенно преодолевая его.

Можно сказать, что инженеры приблизились к своей цели насколько это возможно. Но какой ценой? Вездеход получился очень дорогим, а окончательно проект добил экспериментальный двигатель. Слепленный из двух опытных 6-цилиндровых моторов ЗИЛ-Э130, он демонстрировал крайнюю ненадежность. Часто ломался ГРМ, прогорали поршни и сбоила система зажигания. Вдобавок мотор, смог выдать всего 200 л.с., что для такой машины было явно маловато.

Буксировка самолета ТУ-134 массой почти 28 тонн
Буксировка самолета ТУ-134 массой почти 28 тонн

В итоге программу закрыли, предпочтя двигаться в сторону простых и более дешевых тягачей. Прототипы были уничтожены.

Впечатляющая машина не правда ли? Жаль что не удалось ее довести до серийного производства. Если Вам понравилась статья, незабудьте поддержать канал лайком 👍 и подписаться, чтобы ничего не пропустить. Спасибо и до новых встреч)

Читайте также: Первый восьмиколесный вездеход ЗИС-Э134