Как в России построили современный автозавод, который оказался никому не нужен...

Автозавод находится в городе Михайловске Ставропольского края и занимает площадь 207 га (для сравнения предприятие Mercedes Benz в Московской области - 85 га)
Автозавод находится в городе Михайловске Ставропольского края и занимает площадь 207 га (для сравнения предприятие Mercedes Benz в Московской области - 85 га)
"На предприятии будут работать до 2000 человек, а расчетная мощность составит около 100000 машин в год. Позже начнется строительство второй очереди, которое позволит увеличить вдвое и число работников и количество выпускаемых автомобилей…"

Это небольшая выжимка из обещаний и заявлений чиновников Ставропольского края, которые называли проект нового автозавода в городе Михайловске чуть ли не базовым для экономики региона. Компания “Ставропольавто”, приступившая к строительству фабрики еще в 2014 году планировала выкатить из цехов первый автомобиль в 2015 году, потом старт перенесли на 2016, позже - на 2017, но уже в конце 2018 года стало известно, что завод серийно выпустил всего лишь 2500 внедорожников Great Wall Hover H3 и H5 под собственным брендом DW Hower и на том остановился. Рабочие собрали внедорожники из имеющихся на складах машинокомплектов Great Wall, а о получении новых руководству договориться не удалось. Как и не удалось за все эти годы договориться с другим производителем, хотя в СМИ звучали имена возможных партнеров: от Lifan, Brilliance, Foton до Iveco, Mazda и др.

Ставропольский автозавод серийно выпустил 2500 внедорожников H3 и H5 под собственным брендом DW Hower. У компании нет прав на использование торговой марки Great Wall Hover, поэтому пришлось создавать свою. Аббревиатура DW, скорее всего, намекает на родство с черкесским заводом Derways.
Ставропольский автозавод серийно выпустил 2500 внедорожников H3 и H5 под собственным брендом DW Hower. У компании нет прав на использование торговой марки Great Wall Hover, поэтому пришлось создавать свою. Аббревиатура DW, скорее всего, намекает на родство с черкесским заводом Derways.

Как такое могло произойти – миллиарды рублей (точная сумма не озвучена. – Прим. авт.) вложены в возведение современного предприятия, которое оказалось никому не нужным? Ответить на этот вопрос, пожалуй, смогут лишь инициаторы проекта, но сложность темы ещё в том, что с первого до последнего дня строительства завода о нем мало, что было известно. Точно не знали, какова его стоимость, какие еще модели будут выпускаться, когда заработает конвейер, какие будут цены, есть ли дилеры и прочее. Лишь с подачи чиновников мы знали «точно», что завод обеспечит работой местных жителей и край заживет лучше прежнего.

Лично для меня затея с новым заводом была странной с самого начала. Объясню почему. В Черкесске есть частное предприятие Derways, которое многие годы занималось сборкой китайских машин. Оно неплохо себя чувствовало в докризисные времена, но после 2014 года основные партнеры в лице Lifan и Geely значительно уменьшили свои заказы и тем самым подорвали финансовое положение Derways . Более того, в этот период крупные китайские концерны решили сконцентрироваться на создании собственных мощностей в России и СНГ, и спрос на стороннюю сборку резко снизился. И на фоне всех этих событий и общего спада продаж шло строительство нового автозавода по контрактной сборке китайских машин в Михайловске. Самое интересное - дальше...

Хэтчбек Lifan 320 (Smily) выпускался на заводе Derways в Черкесске наряду с седанами Solano, Breez и кроссовером X60, который в разные годы был самым продаваемым китайским автомобилем в России.
Хэтчбек Lifan 320 (Smily) выпускался на заводе Derways в Черкесске наряду с седанами Solano, Breez и кроссовером X60, который в разные годы был самым продаваемым китайским автомобилем в России.

Ставропольский "клон"?

«Ставропольавто» и «Дервэйс» принадлежат одним и тем же людям. И встает вопрос: зачем компании, у которой конвейер регулярно простаивает, строить по сути такое же предприятие? Для чего этот "клон"? Я допускаю, что решение принималось в докризисный период, но почему в последующие годы наполеоновские планы, транслируемые через минпромэнерго Ставропольского края, не пытались скорректировать, и нам до последнего дня рассказывали о будущих свершениях предприятия? Складывается ощущение, что главной целью проекта было именно строительство и сдача в эксплуатацию нового объекта. А вот рыночное обоснование всей этой истории для большинства экспертов остается до сих пор загадкой. Ставропольский завод не расположен в особой экономической зоне, у него нет никаких договоренностей с федеральным правительством о предоставлении льгот или субсидий. Иными словами, потенциальным партнерам интереснее скооперироваться с заводами, которые уже получили от государства определенные преференции в рамках специального инвестконтракта (СПИК) и, как следствие, способны предложить заказчикам более низкую стоимость товара.

Завод компании Great Wall по производству кроссоверов Haval был недавно построен в Тульской области на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Узловая» в 40 километрах от Тулы. Серийный выпуск автомобилей должен начаться в ближайший месяц.
Завод компании Great Wall по производству кроссоверов Haval был недавно построен в Тульской области на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Узловая» в 40 километрах от Тулы. Серийный выпуск автомобилей должен начаться в ближайший месяц.

И простому обывателю понятно, что тот же Great Wall Hover в прежние времена хорошо продавался благодаря привлекательной цене – около 700 тыс. рублей за большой рамный внедорожник H5. Модель со ставропольской пропиской оценивалась минимум в 1 299 тыс. руб...

Что в сухом остатке? Современный автозавод полного цикла с проектной мощностью 100 тыс. машин в год простаивает и перспективы его перезапуска весьма туманны. Многие связывают проблемы ставропольского завода с уголовным делом о неуплате налогов в особо крупном размере, которое возбудили в конце прошлого года против компании «Дервэйс». Вдобавок, Московский Индустриальный банк, выступивший главным инвестором проекта оказался на грани банкротства и попал в начале 2019 года под санацию ЦБ РФ.

«Проблемы Банка были вызваны, главным образом, его глубокой вовлеченностью в финансирование неэффективных инвестиционных проектов в области строительства, промышленности и операций с недвижимостью».

цитата из пресс-релиза Центрального банка.

Надо понимать, что санация, то есть оздоровление и поддержка банка, несмотря на наличие формальных источников финансирования, происходит на средства налогоплательщиков.

Вся надежда на китайцев, которые должны обратить свой взор на ставропольский завод.
Вся надежда на китайцев, которые должны обратить свой взор на ставропольский завод.

А что с заводом? Есть информация, что топ-менеджемент предприятия активно ищет партнеров за рубежом и не собирается консервировать оборудование. Надеюсь, это не формальная отписка, иначе вместе с заводом придется "консервировать" чаяния многих ставропольцев о новом месте работы.

Фото автора и компаний-производителей

Если вы дошли до этого места, то, скорее всего, статья вам понравилась и вы хотите поставить ей лайк, сделать репост или подписаться на канал. Описанные действия выполняются без строгой последовательности:)