дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

"Поп-механика" - коллектив всех коллективов

26 July 2019

Эксперимент, родом из Ленинграда, собравший музыкантов со всего Советского Союза. Музыка, шоу и зрелище невиданного масштаба, нарушившие многие каноны отечественной индустрии. Всё это - о "Поп-механике", проекте Сергея Курехина, реализованном в сотрудничестве с группами, которые навсегда вписали себя в историю русского рока. Сегодняшний выпуск о том, как Курехину удалось собрать своенравных музыкантов воедино и почему явление "Поп-механики" неповторимо?

Откуда пришел Сергей Курехин?

"Я ищу людей и за каждым, если я что-то чувствую, начинаю внимательно следить. Иногда это приносит какие-то плоды, иногда - разочарования."

К началу 80-ых годов Сергей Курехин был профессиональным джазовым музыкантом, получившим профильное образование. Участвуя во множестве музыкальных коллективов он активно гастролировал и подробно изучил аспекты творчества, примененные в "Поп-механике": импровизацию и сложные многоголосные аранжировки, присущие джазовым биг-бэндам. Значительное влияние на Сергея оказали знакомства, полученные во время своей деятельности. Возможно, именно они подтолкнули его к попыткам объединять музыкантов вне их коллективов.

С. Курехин и С. Летов в 1982 году, первое совместное выступление
С. Курехин и С. Летов в 1982 году, первое совместное выступление

"Поп-механика", образованная в 1984 году, включала в себя музыкантов из Ленинграда: Александра Кондрашкина (1956-1999), Григория и Виктора Сологубов. Желая обозначить новаторский подход, Курехин сразу пригласил в состав художника Тимура Новикова (1958-2002). Последний, являлся мастером перфоманса и талантливым оформителем.

Авангардисты "Devo"
Авангардисты "Devo"

В одной из лекций, Сергей Летов рассказывал о том, что "Поп-механика" не была исключением и концепция экспериментального музыкального коллектива была подсмотрена на Западе, в частности, у американской группы "Devo". Адаптировать зарубежный опыт в СССР, где инструментальная музыка только начинала своё развитие, было непросто. Впрочем, Курехин не терял надежды на интерес слушателей и старался приглашать самых известных и опытных музыкантов того времени, например, Бориса Гребенщикова.

Успехи и особенности творчества

Во второй половине 80-ых годов Сергей Курехин продолжал активно продвигать концепцию сценического перфоманса и приглашать всё новых артистов. В 1987 году, коллектив поучаствовал в съемках программы "Музыкальный ринг". Запись того выпуска сегодня можно без сложностей найти в Интернете. Пожалуй, это одна из лучших видеосъемок проекта.

Не думаю, что кто-то из моих читателей стал-бы смотреть это часовое видео целиком. Могу сразу обозначить, музыка Курехина, сложенная из джазовых форм, незнакомых обывателю мелодий, сопровождаемая игровыми сценами и необычными костюмами, с трудом далась рядовым слушателям.

Сложности были и с организацией самих участников коллектива. Если от друзей-джазистов Курехин мог добиться исполнительности и ответственности, то от большинства представителей Ленинградского рок-клуба этого ожидать не следовало:

Сологуб. Цой, Летов перед концертом
Сологуб. Цой, Летов перед концертом
"Человек приобрел журнал, причесался, нарядился, взял в руки гитару, попробовал на ней что-то сыграть. По большей части из таких музыкантов состоял Ленинградский рок-клуб, они же составляли оркестр Сергея Курехина. Понятно, что писать для них что-то, или репетировать - было бессмысленно, это были крайне недисциплинированные люди".
Сергей Летов, лекция 2013 года

Вместе с тем, целеустремленность Курехина давала свои плоды - коллектив стал ездить заграницу и выступать как уникальный музыкальный коллектив из СССР, существующий вне принятых по всему миру представлений об эстрадной музыке в этой стране. Впрочем, наши бывшие соотечественники только постигали науку авангардного творчества, поэтому были не везде поняты. Часто, Сергей использовал для представлений животных, что очень не понравилось европейским зрителям. На Родине, "Поп-механика" начала разбавлять состав эстрадными музыкантами:

С. Курехин и Кола Бельды
С. Курехин и Кола Бельды
Жанры Курехин соединял самые разнообразные: например чукотский певец Кола Бельды в национальном костюме пел "Увезу тебя я в тундру", а аккомпанировала ему группа "Кино" во главе с Цоем, в то время как на авансцене клоуны "Лицедеи" кружили хоровод вместе ослами, загримированными под оленей - им синей изолентой привязали к головам оленьи рога.
Сергей Летов, интервью "Российской Газете"

Есть мнение, что творческий авторитет Курехина возрос настолько, что всё сделанное им становилось обсуждаемым и модным. Поэтому, многие артисты считали своей целью попасть в состав "механики" хотя бы на один концерт. Действительно, если сегодня увидеть кто мог оказаться на одной сцене в проекте Сергея, то в это очень легко поверить. Теперь музыкальный и творческий мир надежно поделен границами шоу-бизнеса.

90-ые годы и последний концерт

Курехин в 90-ые
Курехин в 90-ые

К началу 90-ых, в творческая среда окончательно сочетала в себе все признаки гласности. А после распада СССР, когда гласность была уже неактуальна, изменениям подверглись все возможные сферы жизни гражданина, в том числе, музыкальная. В силу разных причин, Курехин начал терять свои соратников, это не тайны, что музыканты часто не доживают и до 40 лет. Культура в целом начала отходить на второй план и, возможно, поэтому Курехин обращается в сольное творчество, сокращая количество выступлений "Поп-механики". Вместе с тем, гастроли по Европе продолжались.

Конечно, 90-ые оказали и положительное влияние на проект, именно тогда началось развитие сценических эффектов, костюмированного производства, а на сцене оказалось достаточно "свободы", чтобы поднимать через перфомансы любые темы. "Поп-механика" все больше становилась коллективом профессионалов, нежели единомышленников и друзей.

Афиша последнего концерта
Афиша последнего концерта

Известно, что в конце жизни Курехин разочаровался в ситуации, сложившейся в стране и решительно поддерживал "Национал-большевистскую партию". Вступив в "НБП", Сергей получил партбилет №418. Этот же номер присвоили концерту в "ДК Ленсовета" в сентябре 1995, этот же концерт стал последним для "Поп-механики". В мае 1996 года, Курехин узнал о смертельном заболевании, которое оборвало его жизнь 9 июля. На тот момент новатору. музыканту, автору и композитору Курехину было 42 года.

Ну, и, наверное, самая страшная часть, - смерть Курехина была очень странной. Сергей был необыкновенно здоровым человеком, имел просто атлетическое сложение и любил демонстрировать обнаженный торс на репетициях поп-механики. Умер от почти невозможной болезни: саркома сердца. Развитие болезни произошло стремительно. В ноябре он проходил полное онкологическое обследование и был признан здоровым, а в феврале уже задыхался...
Сергей Летов, "Поминальные заметки о Сергее Курёхине"

Действительно, оценить опыт Сергея как исключительно положительный сложно, как говорил Сергей Летов, "Поп-механике" действительно не удалось уйти от советской музыки далеко, а многие перфомансы музыканта так и остались непонятыми. Главная цель, всё же была достигнута - Курехин проделал большую работу по объединению музыкантов и демонстрации иного звучания для слушателей. К большому сожалению, отечественная сцена не знает других экспериментов подобного рода.

Музыкальный катафалк, июль 2019.

________________________________________________________________________

Друзья, поддержите МК положительной оценкой, подпишитесь на мой Дзен-канал, чтобы новые публикации нашли Вас. Спасибо!