"31 июня".
«Жили без дорог... и дальше проживём. А то, только дорогу наладим - дракон притащится... А то того хуже - инквизиторы нагрянут.» Узнали цитату? Кстати, она не потеряла актуальность и сейчас. Да, это из фильма «31 июня».
Вот удивительно: фильму больше 40 лет, а он не устарел ни на секунду и до сих пор отлично смотрится. Может быть, дело в том, что эта постмодернистская лента изначально была забавным мюзиклом, полном анахронизмов и не претендовавшим на серьезность. Смешать в большом кубке короля Артура, дракона, инквизицию, Гамлета и Макбета, добавить рок-музыку, приправить иронией и – получим двор короля Мелиота, который правил в самом конце XII века. Положить в миксер рекламные ролики, танцы, яркие наряды, присоединить остроумные реплики, взбить и – перед вами мир XXI века, Но, правда, в самом начале столетия. А вот как случилось, что эти два мира соприкоснулись и два человека, принцесса Мелисента и художник Сэм, разделенные 8 веками, встретились, вы узнаете, если посмотрите фильм.
Автор сценария Нина Фомина и режиссер Леонид Квинихидзе сотворили чудо. Формально сохранив фабулу романа Пристли, они создали новое оригинальное произведение. Текст диалогов воистинну великолепен, недаром его уже растащили на цитаты.
«Вот когда вас посвятят в рыцари, тогда и поговорим на счёт сердца.
А пока вы ни пэр и ни сэр, для вас у меня сердца нет.»
«― Готов согласиться с вами, мистер Пенти, что вы чувствуете себя совершенно здоровым. Но чувствовать себя здоровым и быть здоровым - далеко не одно и тоже.»
« -Благородная Нинет! Я вам предлагаю маленький заговор.
― А большой нельзя?
― Маленький - с большими последствиями. »
Даже любимое «Мне никогда не нравилось то, что нравится всем… рыцарям» - это тоже из фильма «31 июня». Просто я про это забыла.
Похоже, что актерам, среди которых есть как молодые Еременко, Годунов и Трубникова, так и признанные звезды советского кино Этуш и Зельдин, самим нравилось сниматься у Квинихидзе. Такое впечатление, что играют они с удовольствием. Видели бы вы, с какими лицами они произносят свои реплики! Это что-то!
― А теперь, дорогая принцесса, займёмся вами. По-моему, вы мечтаете о женихе.
― Уже не мечтаю. Из тех рыцарей, что предлагает наш венценосный отец... Кстати, он тут не летает?
Так вот, из тех рыцарей, ничего нельзя подобрать. У одного - нос набок, у другого - ноги кривые, у третьего - глаза пустые... Четвёртый - недостаточно храбр, пятый - недостаточно скромен, шестой - хвастун, седьмой - просто урод, восьмой - откровенно глуп, девятый - стар, десятый...
― Остановитесь, принцесса. Сейчас Вы увидите молодого человека, у которого нос прямой, ноги ровные, в глазах бьётся мысль. Он храбр, бодр, не болтлив...
― А он красив?
― Ну, это вы оцените сами.
― Тогда представьте мне этого рыцаря!
Кстати, у многих там 2 роли, две ипостаси одного персонажа из XII и XXI вв. Это король Мелиот и мистер Диммок (В. Зельдин), магистр Джарви и доктор Джарвис (И. Ясулович), менестрель Лемисон и Боб Тейлор (А. Годунов), леди Нинетт и Энн (Л. Власова).
И, конечно, одна из главных составляющих фильма - это песни и танцы. Причем хореографическая подготовка была настолько важны для Квинихидзе, что в фильме многие роли играют танцоры из балетных трупп.
Музыку для фильма написал А. Зацепин. И чудесные песни на стихи Леонида Дербенева, Риммы Казаковой и Юрия Энтина не только стали визитной карточкой фильма, они зажили своей отдельной жизнью. Даже когда А. Годунов остался в США и фильм запретили, песни можно было услышать, потому что фирма «Мелодия» выпустила большой диск с ними.
Я посмотрела «31 июня» впервые в 10 лет, 31 декабря 1978, и полюбила этот фильм сразу же. Но его второго показа мне пришлось ждать долгие 6 лет. Пластинка с песнями у меня была и я ее заслушала практически до дыр. А потом случилось чудо: политическая ситуация изменилась и фильм показали. У меня много претензий к Горбачеву. Но вот за «31 июня» хочу сказать большое спасибо. Если бы не перестройка…
Еще раз: фильм великолепен он первой и до последней секунды. Если не смотрели, очень рекомендую.
P.S. Помните, в конце Мелисента, перенесенная в XXI век, говорит, оказавшись в музее: «Мне кажется, я уже где-то видела эту корону...»? Так вот, вы ее тоже видели. В фильме «Обыкновенное чудо». Его снимали в то же время в соседнем павильоне, ну и вот…
P.P.S. Как видно, мюзикл - это именно тот жанр, в котором Л. Квинихидзе царь и бог. "Соломенная шляпка" и "31 июня", "Небесные ласточки" и "Мэри Поппинс, до свидания" прекрасны. А вот "Крах инженера Гарина" - это, увы, провал.
P.P.P.S. Есть две песни, написанные для фильма "31 июня", но не вошедшие в его окончательный вариант. Вот они:
Картинки с сайта https://www.kinopoisk.ru/film/81431/ и https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/27/annot/