catherine-catty
5593 subscribers

"Где-то плачет иволга", или Не фонтан, хоть и Кеосаян

9,2k full reads
13k story viewsUnique page visitors
9,2k read the story to the endThat's 66% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Трилогию о неуловимых все помнят? Можно долго спорить о том, правы или нет были главные герои и вообще на чьей стороне была правда во время гражданской войны, но факт остается фактом: это отлично сделанные фильмы. Обаятельные подростки, бездна юмора, отличный сюжет, сложные трюки, прекрасные съемки, диалоги, которые растащили на цитаты... Ничего этого нет в фильме "Где-то плачет иволга", хотя режиссер этих лент один и тот же - Эдмонд Кеосаян.

"Где-то плачет иволга", или Не фонтан, хоть и Кеосаян

Что же случилось? Почему создатель непревзойденных советских приключенческих фильмов снял унылое нечто, у которого лишь один плюс - идея? Это был сложный год? Или госзаказ не лег на душу? Или Кеосаян не представлял, как жили в 1940-х люди в Бельгии? Или просто не хватило денег для воплощения замысла в жизнь? Увы, не знаю. Но факт остается фактом: фильм никакой. Это приключенческая лента? Не смешите мои тапочки. Военная драма. Хм... Тоже нет. Фильм о любви? Никакого притяжения между главными героями я не заметила, а диалоги звучали довольно фальшиво. В общем, фильм не удался. Хотя, повторю, идея была неплохая. Кинематографисты хотели рассказать о Марине Шафровой (в замужестве Марутаевой), героине бельгийского Сопротивления. Ее называли "бельгийской Жанной д`Арк". И она была достойна этого прозвища.

Марина Шафрова-Марутаева с сыном. 1941.
Марина Шафрова-Марутаева с сыном. 1941.
Марина Шафрова-Марутаева с сыном. 1941.

Марина расклеивала листовки, рассказывающие об успехах Красной армии, раскидывала на дорогах шипы, чтобы немецкая техника не могла пройти. Она заколола кинжалом высокопоставленного немецкого офицера. И, когда немецкие власти объявили, что 60 заложников будут расстреляны, если не сдастся убийца, сдалась, несмотря на приказ руководства. Но как! Марина заколола еще одного нациста и только тогда призналась в убийстве первого. В общем, это была яркая героическая личность. И ей было 32 года, то есть, это был уже сложившийся человек с твердыми убеждениями. Что же мы видим в фильме? Юную дамочку, которая сама не знает, что она хочет. То ли спать с любовником, то ли родить ребенка, то ли купаться в море, то ли бороться с немцами. Собственно, она и к идее участвовать в Сопротивлении приходит случайно. Да, Людмиле Нильской (которую я, кстати, очень люблю) на момент съемок было 24 года, возможно, она еще не могла понять характер персонажа. Или же ей просто нечего было играть, как нечего было играть Джигарханяну.

Франсуа (А. Джигарханян).
Франсуа (А. Джигарханян).
Франсуа (А. Джигарханян).

Потому что в фильме отсутствует четкий сюжет и поступки героев плохо объяснены. Куда, к примеру делся чемоданчик с деньгами и бриллиантовое колье? Что случилось с племянниками Филиппа, удалось ли им спастись? Откуда взялись в Брюсселе русские пленные, да еще в таком количестве? Что случилось с ребенком, он вообще родился или нет? И каким образом беременная Марина с таким успехом вела боевые действия? Уж перечислять проблемы, которые возникают у дам в таком положении, я здесь не буду, но все знают, что их много.

Большие проблемы в фильме и с матбазой. Нет, я понимаю, что роль Бельгии играла Венгрия, это выглядело, кстати, вполне неплохо. Но зачем снимать сцены в квартире Анн в музее? Эти комнаты смотрятся мертвыми, необжитыми. Почему нельзя было хоть как-то озадачиться аутентичными костюмами и прическами? 1970-е, когда об этом в СССР еще никто не думал, уже закончились и, к примеру, фильм "Долгая дорога в дюнах" снят так, что видно в каком десятилетии живут его герои. Но Марина из ленты "Где-то плачет иволга" могла смело появиться на московских улицах в начале 1980-х. Никто бы даже не оглянулся, ибо она причесана, накрашена и по большей части одета именно по моде 1980-х. Вот прям картинка из журнала типа "Вязание" за 1981 год.

Марина Орлова  (Л. Нильская). Это - дама, живущая в 1942? Риали?
Марина Орлова (Л. Нильская). Это - дама, живущая в 1942? Риали?
Марина Орлова (Л. Нильская). Это - дама, живущая в 1942? Риали?

Безусловно, трогательные сцены в фильме есть. Это и пробег Филиппа Декена по пирсу, и прощание генерала с дочерью. И вообще положа руку на сердце, образ белого офицера-патриота в советском кино встречается не слишком часто, ценить надо. Но все это не спасает, увы.

Генерал Орлов (В. Дворжецкий)
Генерал Орлов (В. Дворжецкий)
Генерал Орлов (В. Дворжецкий)

Картинки с сайтов:

https://www.kinopoisk.ru/

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1347/annot/

https://ruscentre.be/fr/news/v-bryussele-govorili-o-belgiiskoi-zhanne-d-ark.html

https://cinema.mosfilm.ru/films/35572/