catherine-catty
5635 subscribers

"Комитет 19-ти", или О рукотворной эпидемии

29k full reads
44k story viewsUnique page visitors
29k read the story to the endThat's 67% of the total page views
2 minutes — average reading time

Фильм Саввы Кулиша вышел в 1972 году, громкого успеха, в отличие от его же "Мертвого сезона", не имел, и к началу XXI века был уже полузабыт. Но тут пришла она, эпидемия коронавируса. И все ленты, посвященные эпидемиям, неожиданно стали актуальными. Тем более, что в этом фильме говорится не просто о болезнях, но о биологическом оружии. Вы тоже гадаете уже не один месяц, рукотворная ли эпидемия нас настигла или как? Тогда вам сюда.

"Комитет 19-ти", или О рукотворной эпидемии

Профессор Смоленцев участвует в работе одного из комитета ООН, в котором обсуждаются проблемы биологического оружия. Становится известно, что в Африке бушует эпидемия неизвестной болезни. Комитет направляет несколько человек на изучение этого явления. Среди них - сам Смоленцев с дочерью-студенткой Наташей, которую он взял с собой, чтобы не оставлять девушку одну после смерти матери.

Смоленцев (Н. Засухин).
Смоленцев (Н. Засухин).
Смоленцев (Н. Засухин).

Оказавшись на месте, члены экспедиции понимают, что кто-то всячески препятствует их миссии. Наконец после разных мытарств они оказываются в многострадальной деревне, но никого из больных спасти не удается. На обратной дороге Смоленцев и его товарищи попадают в медицинский центр, который располагается на берегу реки, где зимуют птицы. И тут профессора озаряет страшная догадка...

В африканской деревне.
В африканской деревне.
В африканской деревне.

Что сказать? Фильм смотрится очень актуально, хотя прошло почти полвека. Просто люди за это время изменились мало. То, что мы пользуемся интернетом или мобильными телефонами, говорит о техническом прогрессе. Но далеко ли мы ушли в моральном плане? Ведь то и дело всплывают глухие слухи об утечке вирусов или бактерий из лабораторий. И чем занимаются в этих самых лабораториях - бог весть.

Лаборатория.
Лаборатория.
Лаборатория.

По теперешним временам "Комитет 19-ти", возможно, покажется немного затянутым. Но Кулиш, как я понимаю, преследовал 2 цели. Показывая рекламные ролики или пейзажи Африки он хотел добиться полного погружения в реальность зрителя, а диалоги героев в первой серии не только помогают нам отличить добро от зла, но и готовят ко второй серии, где события будут развиваться стремительно.

"Комитет 19-ти", или О рукотворной эпидемии

Фильм снимался на месте событий: в Австрии (виды Вены очень узнаваемы) и в Африке. Играли в нем как наши актеры (Н. Засухин, С. Смехнова, Ю. Ярвет, С. Ландграф), так и африканские. Роль доктора Берутти исполнила французская театральная актриса М. Марион, а доктора Кришавара - индийский актер Дара Сингх. То есть, Кулиш снимал максимально приближено к действительности.

Доктор Берутти (М. Марион).
Доктор Берутти (М. Марион).
Доктор Берутти (М. Марион).

Фильм хорош еще тем, что герои его - люди, а не картонные герои. Зрители явно не ожидали, что Осеверо, проповедник превосходства белого человека и неисправимый бабник, поведет себя именно так в словесном поединке с Димером. Да и сам Димер никак не напоминает нациста с плаката Кукрыниксов. Он хорош собой, умен, галантен. Но при этом патологически жесток и беспредельно коварен.

Осеверо (Н. Шопов).
Осеверо (Н. Шопов).
Осеверо (Н. Шопов).

Минусы.

Все, что касается дочери Смоленцева. Я понимаю, что Смехнова в юности выглядела мило. Но этот персонаж здесь - пришей кобыле хвост. Кроме того, а что, так можно было? Взять сначала в Австрию, а потом в Африку совершенно левого человека? Государственные деньги можно тратить, как свои, только чтобы дочь не скучала дома? Правда?

Наташа (С. Смехнова)
Наташа (С. Смехнова)
Наташа (С. Смехнова)

И еще эпизод в лагере наемников. Господа, ни один умный человек не будет отрезать врагу, взятому в плен, голову и играть ею в футбол на глазах у кучи постороннего народа. Про моральную составляющую я уж не буду говорить, но лейтенант, который это сделал, впечатление идиота не производит. Поэтому этот эпизод выглядит странно. Понятно, что кинематографисты хотели показать, что солдаты в Африке проявляют исключительную жестокость. Но нужно, как мне кажется, было использовать иные методы, тут уж слишком в лоб все сделано.

Лейтенант (И. Донской).
Лейтенант (И. Донской).
Лейтенант (И. Донской).

Резюме: риторика фильма местами устарела, но в целом картина смотрится неплохо.

Смоленцев и Димер (С. Ландграф).
Смоленцев и Димер (С. Ландграф).
Смоленцев и Димер (С. Ландграф).

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.