"Малиновое вино", или Производственный фильм или готический детектив?

529 full reads
821 story viewUnique page visitors
529 read the story to the endThat's 64% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Одинокий загородный дом, от которого до ближайшего населенного пункта не один километр. Компания людей, довольно тесно связанных друг с другом (друзья, любовники, коллеги по работе). Праздник, поздравления, тосты. Ночью, когда гости расходятся по комнатам, куда-то пропадает юбеляр. После долгих поисков его находят мертвым. И тут за дело принимается инспектор полиции, который был в числе гостей...

"Малиновое вино", или Производственный фильм или готический детектив?

Знакомая ситуация? Ну да, прям классический английский детектив с готическим уклоном. Вот только инспектора полиции там нет, вместо него - следователь из угрозыска Гирт Рандер. Потому что действие происходит в СССР, а фильм снят на Рижской киностудии.

"Малиновое вино", или Производственный фильм или готический детектив?

Поставлен он по книге В. Лагздиньша "Ночь на хуторе Межажи". И если сравнить повесть с фильмом, то можно заметить очень интересные вещи. Ну, то что не все герои соответствуют своим книжным прототипам, понятно. Вот, к примеру, как выглядит Альберт: "Минут пять Рандер провел в кабинете в одиночестве, затем к нему присоединился долговязый темноволосый гость мрачного вида, притянул поближе к телевизору второе кресло и сел рядом с Гиртом. Те, кто знал этого человека, скажем, муж Дины Уласе, почему-то звали его Албертом в квадрате. Такое прозвище, по мнению Рандера, ему вовсе не шло – Алберт совсем не выглядел поперек себя толще, а был, наоборот, худощав, даже тощ, постоянно сутулился, и вид у него был нездоровый; узкое лицо рассекали морщины, сквозь стекла очков без оправы смотрели колючие глаза, губы плотно сомкнуты, в целом он производил впечатление человека необщительного, а то и просто грубого."

А вот он в фильме. Да, это ослепительный красавец Ивр Калныньш и уж он-то точно никак не подходит под это описание. Почему на эту роль взяли Калныньша, понятно. Зрителей надо было завлечь в кинотеатры.

Дина (М. Мартинсоне) и Альберт (И. Калныньш).
Дина (М. Мартинсоне) и Альберт (И. Калныньш).
Дина (М. Мартинсоне) и Альберт (И. Калныньш).

Почему сделали более трагическим образ Вилиса - тоже понятно. И в книге, и в фильме этот персонаж отчаянно нуждается в деньгах. Только в повести ему нужно 500 рублей, потому что у его жены, которая работает в магазине, недостача, а в фильме - 2 тысячи, потому что живет он с женой, тещей и дочками в комнате в коммуналке и чтобы купить квартиру ему срочно нужны деньги и немалые. Когда он, понимая, что этот план вряд ли осуществится, причитает: "4 комнаты, 52 квадратных метра, одна большая и три маленькие комнатки на солнечной стороне,119 серия, паркет, 2 лоджии...", зрителям становится искренне его жалко.

А вот почему из обычной истории о расхищении социалистической собственности режиссер А. Криевс сделал почти готический детектив - вопрос. Начинается все светло и радостно. Вот герой в кругу семьи.

Юрис (А. Лицитис) и Расма (И. Бурковска).
Юрис (А. Лицитис) и Расма (И. Бурковска).
Юрис (А. Лицитис) и Расма (И. Бурковска).

Вот он с гостями отмечает юбилей.

"Малиновое вино", или Производственный фильм или готический детектив?

А вот он мертвый на полу погреба.

"Малиновое вино", или Производственный фильм или готический детектив?

И все это сопровождается намеками и зловещими знаками. Лает собака, звонит телефон, звенят колокольчики. Льется малиновое вино.

"Малиновое вино", или Производственный фильм или готический детектив?

Старинные часы отбивают время... В общем, режиссер, как может, нагнетает ужас. В результате, когда выясняется та причина, по которой убили Юриса, зритель чувствует себя обманутым. И из-за этого надо было весь этот огород городить?

"Малиновое вино", или Производственный фильм или готический детектив?

Да, здесь неплохие актерские работы, роли сыграли известные прибалтийские актеры И. Калныньш, М. Мартинсоне, А. Лицитис и пр. Да, безусловно, в фильме есть интересные кадры. Например, разговор Юриса и Гирта, диалог двух людей, один из которых находится за кадром и мы видим лишь его отражение в зеркале.

Юрис (А. Лицитис) и Гирт (А. Бирковс).
Юрис (А. Лицитис) и Гирт (А. Бирковс).
Юрис (А. Лицитис) и Гирт (А. Бирковс).

Но в целом, как мне кажется, антураж не соответствует заявленной теме. Зритель ждет разгадки семейных тайн, зловещих откровений, скелетов в шкафу, а кончается фильм прозаичнее некуда. Как я понимаю, режиссеру хотелось снять триллер, но, поскольку это этот жанр не был в почете в СССР, пришлось выкручиваться и снимать то, что разрешили, но с использования приемов триллера. В результате получилось не рыба, не мясо.

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.