Да, мы такие. Захотим - Трампа изберем, захотим, кандидата в президенты застрелим. Похоже, у американцев уже развилась паранойя на этот счет. Причем это началось не вчера и не сегодня. Роман Ричарда Кондона, по которому поставлен фильм Франкенхаймера "Маньчжурский кандидат", вышел 70 лет назад, а действие в нем и вовсе начинается во время Корейской войны.
Сержант Реймонд Шоу возвращается на Родину героем. За спасение своего взвода он получил крайне редкую награду: Почетную медаль Конгресса США. Только вот странность: он весьма смутно помнит это событие. Реймонд устраивается на работу в газету и начинает жить как гражданское лицо, всеми силами стараясь держаться подальше от властной матери, которая старается сделать президентом своего мужа Айзелина, отчима Реймонда.
Реймонд - человек суровый и нелюдимый, странностям его характера способствовала не самая здоровая обстановка в семье. Так почему же все солдаты его взвода в один голос утверждают, что он был их лучшим другом? И почему майору Марко, командиру Шоу, снятся странные сны, в которые сержант бесстрастно душит одного из солдат, в то время, как за этой сценой наблюдают китайские и советские товарищи?
К счастью, Марко оказался упорным типом и убедил командование, что он не сумасшедший, и что его взвод и вправду 2 дня провел в плену во время Корейской войны, а этого времени вполне хватило на то, чтобы промыть солдатам мозги.
Что сказать? В Америке фильм пошел на ура, сборы в 3 с половиной раза превысили бюджет. Потому что динамичный сюжет сочетался в нем с утверждением: настоящий американец даже после гипноза остается патриотом. Но у нашего зрителя эта лента вызывает противоречивые чувства. Когда рухнул железный занавес и к нам хлынул потом американских фильмов, советские люди с удивлением узнали, какие они, оказывается, крутые. Вот и в фильме "Маньчжурский кандидат" нам едва не удалось устроить государственный переворот в США руками загипнотизированного убийцы.
Правда, русские и китайцы в этой ленте выглядят довольно забавно. Тем более, что представителей желтой расы в лучших традициях Голливуда той поры играют кто угодно (египтяне, итальянцы и пр.), только не они сами. И если в книге ирония и острый глаз автора сглаживают некоторые моменты (отличная цитата: "Тем не менее, пока он сидел среди них, в результате какой-то искажающей иллюзии капитану казалось, что перед ним генерал-лейтенант Советской армии, три китайца, пять кадровых офицеров и шесть гражданских, все, без сомнения, русские, потому что в нижней части их брюки по ширине достигали двух футов, а пиджаки выглядели так, точно их кроил пьяный шимпанзе"), то в фильме этого передать не удалось, в результате там цветет и пахнет развесистая клюква.
Еще хуже то, что кое-какие эпизоды фильма были перенесены на экран в искаженном виде, в результате чего зритель пребывает в недоумении. Почему вдруг Марко спрашивает свою соседку по вагону: "Вы арабка?" Потому что в книге у Рози соответствующая внешность ("Марко с сожалением оторвался от него как от объекта созерцания; с трудом скользнул взглядом вверх, к выступу поразительно сладострастного носа, большого, прекрасной формы семитского носа, носа человека, который стремится и умеет побеждать."). Но в фильме на эту роль взяли 100-процентную блондинку Джанет Ли и эта фраза потеряла смысл.
В общем, Франкенхаймер - хороший режиссер. И его фильмы "7 дней в мае" или "Поезд" я горячо рекомендую. Но эта лента смотрится как минимум странно, хотя в ней сыграли звезды тех лет, включая Анджелу Лэнсбери (та, которая "написала убийство").
Картинки с сайта https://www.imdb.com/title/tt0056218/
P.S. В 2004 выйдет еще одна экранизация романа Кондона, в которой роль Марко сыграет Д. Вашингтон, сюжет ее будет несколько иным
P.P.S. Л. Харви - это не только известный актер, сыгравший в куче фильмов ("Путь наверх", "Баттерфилд, 8", "Битва за Рим"), но и отец охотницы за головами Домино, о которой в 2005 году был снят фильм с К. Найтли в главной роли.