"Острие бритвы" (The Razor's Edge), или Когда Голливуд еще снимал фильмы про людей...

1,6k full reads
2,2k story viewsUnique page visitors
1,6k read the story to the endThat's 73% of the total page views
2 minutes — average reading time

Книга С. Моэма "Острие бритвы" увидела свет в 1944 году. А еще через два года вышел фильм по этому роману. У этой экранизации есть два безусловных достоинства. Во-первых, она довольно точно передает текст книги (и даже актрису на главную роль предложил сам автор), во-вторых, время съемок не сильно отстоит от времени действия в романе. То есть, игравшим в фильме актерам в целом было не так сложно понять своих героев.

"Острие бритвы" (The Razor's Edge), или Когда Голливуд еще снимал фильмы про людей...

Это история Ларри Даррела, ветерана первой мировой. Совсем юным он узнал ужасы войны и вернувшись домой решил: теперь он хочет понять мир, найти бога и обрести себя. Благо возможности позволяют, у Ларри есть небольшой ежегодный доход. Но никто не может понять его: ведь мужчина должен работать, тем более, что Америку в XX веке ждет процветание и благоденствие.

Изабель (Д. Тирни) и Ларри (Т. Пауэр) в начале 1920-х.
Изабель (Д. Тирни) и Ларри (Т. Пауэр) в начале 1920-х.
Изабель (Д. Тирни) и Ларри (Т. Пауэр) в начале 1920-х.

Бездельничать? Сейчас, когда молодому человеку предлагают неплохое место и впереди у него столько возможностей? Как можно! Даже невеста Ларри, Изабель не понимает его и после 2 лет ожидания разрывает помолвку. Нет, Ларри не отказывается жениться на ней, он готов это сделать хоть завтра. Но жить им придется на 3 000 фунтов в год. Вы осознали, что сумма для 1920-х (да и для 1940-х) вполне себе неплохая? Прокормить семью на нее можно без проблем. Но Изабель привыкла к роскоши и жизнь в которой не будет бриллиантовых колье и соболиных манто ей не улыбается. Она выходит замуж за другого. А Ларри отправляется в путешествие.

Кости (Ф. Кортнер) и Ларри.
Кости (Ф. Кортнер) и Ларри.
Кости (Ф. Кортнер) и Ларри.

Сначала он странствует по Европе, затем отправляется на восток.

Индийский святой (С.Хэмфри)  и Ларри.
Индийский святой (С.Хэмфри) и Ларри.
Индийский святой (С.Хэмфри) и Ларри.

Вернувшись через 10 лет в Европу, он обнаруживает, что муж Изабель потерял все деньги во время Великой Депрессии и сейчас эта семья живет примерно на ту сумму, на которую рассчитывал жить Ларри, когда делал предложение Изабель. Вот так зло пошутила судьба...

Изабель и Ларри в начале 1930-х.
Изабель и Ларри в начале 1930-х.
Изабель и Ларри в начале 1930-х.

Знаете, это очень неплохой фильм. И ставит он нужные вопросы. Главный из них - о месте человека в этом мире. Кто его выбирает: он сам или его окружение? Должен ли человек кому-то что-то или он может руководствоваться в жизни своими желаниями? Что важнее: материальные блага или духовные ценности?

Возможно даже, что тема фильма более актуальна именно сейчас, а не в 1940-е. Ведь нынче происходит переоценка ценностей. Может, кому-то поможет в этом "Острие бритвы".

"Острие бритвы" (The Razor's Edge), или Когда Голливуд еще снимал фильмы про людей...

В фильме великолепные актерские работы, начиная с Тайрона Пауэра (из-за которого, кстати, съемки немного задержали, ждали, когда он демобилизуется) в роли Ларри и Джин Тири (на кандидатуре которой настоял сам Моэм) до Энн Бакстер (сцена, в которой она пытается не поддаться искушению, великолепна) и Клинтона Эбба в роли Эллиота (тоже интересный персонаж: сноб и бездельник с большим сердцем).

Эллиот (К.Эбб) и Софи (Э. Бакстер).
Эллиот (К.Эбб) и Софи (Э. Бакстер).
Эллиот (К.Эбб) и Софи (Э. Бакстер).

Тут нет однозначных персонажей. Права ли Изабель в своем стремлении не допустить женитьбы Ларри на пьянице и наркоманке или она махровая эгоистка, настоящая собака на сене? Кем считать Эллиота: достойным человеком или никчемным небокоптителем? Кто такая Софи: падшая женщина или бедняжка с разбитым сердцем? Да, собственно, как относиться к самому главному герою? Можно искать свое место в жизни в юности, но в 30 лет мужчине все же стоит остепениться. Или нет?

Ларри во Франции.
Ларри во Франции.
Ларри во Франции.

Во второй части у фильма есть некоторые расхождения с романом. Так серьезно расширена роль Ларри и те вещи, которые в книге совершает сам Моэм (да, именно такой персонаж есть в книге и фильме), тут делает Ларри. Он добывает приглашение для Эллиота, он участвует в организации похорон Софи, он выслушивает признание Изабель. Почему так сделали понятно. Пауэр был суперзвездой и фильм ставился явно в расчете на его обаяние. Но "Острие бритвы" это не портит.

Картинки с сайта https://www.imdb.com/

P.S. Когда действие в фильме перемещается во Францию, герои и вправду временами говорят на французском.

P.P.S. В России фильм выходил под разными названиями: "Острие бритвы", "Лезвие бритвы", "На краю лезвия".