catherine-catty
5615 subscribers

"Пока бьют часы", или Как разочароваться в любимом фильме детства

18k full reads
21k story viewsUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 83% of the total page views
3 minutes — average reading time

Что у советского государства не отнять, так это то, что в ту пору снимали много детских фильмов. Каждый год выходили ленты про пионеров, про животных, сказки и пр. Поэтому любой мог выбрать фильм себе по душе. Я предпочитала сказки и среди любимых была лента "Пока бьют часы". Не пересматривала я ее много лет и наконец собралась сделать это.

"Пока бьют часы", или Как разочароваться в любимом фильме детства

Лучше бы я этого не делала. Некоторые вещи лучше оставить в детстве. Почему? Ведь "Садко" и "Русалочка", "Ассоль" и "Ученик лекаря" отлично смотрятся и сейчас, когда мы давно выросли. Полагаю, проблема в том, что фильм этот слаб. Он вторичен, невнятен и противоречив. Город счастливых тружеников, в котором каждый занимается ремеслом, которое ему по душе, но приходит злой властитель в черном и захватывает власть... Ничего не напоминает? Правильно, "Город мастеров". Советская пионерка, которая попадает в сказку и помогает положительным героям победить злых персонажей, при этом ее берет под крыло местная кухарка? Верно, "Королевство кривых зеркал".

Тетушка Пивная Кружка (М. Барабанова).
Тетушка Пивная Кружка (М. Барабанова).
Тетушка Пивная Кружка (М. Барабанова).

То есть мы видим как минимум два заимствования. Причем, что интересно, в сказке "Пока бьют часы" Софьи Прокофьевой, по которой поставлен фильм, ничего этого НЕТ. Похоже, это выдумки исключительного одного человека, Г. Л. Васильева, режиссера и сценариста этого фильма. И зачем ему понадобились эти явно вторичные вещи, бог весть. Тем более, что на фоне местных жителей пионерка Маша в исполнении М. Сергеечевой выглядит, как бы это помягче сказать,... слишком упитанной. Возможно, идея была в том, чтобы показать, что советский ребенок хорошо кушает в отличие от тех детей, которые должны тяжким трудом зарабатывать себе на пропитание. Но в результате Маша больше похожа на племянницу Трех толстяков и явно навевает мысли о буржуинстве. Кроме того, здесь Сергеечева играет плохо, топорно, остальные дети-актеры справились куда лучше. Ну и вообще, у Прокофьевой герои прекрасно справились без пришлых пионеров. Зачем надо было вводить лишних героев, непонятно.

Маша (Р. Сергеечева).
Маша (Р. Сергеечева).
Маша (Р. Сергеечева).

Дальше - больше. Посмотрим на отрицательных героев. И вспомним, что король в сказке мечтает завоевать весь мир. Это желание должно было, по идее, привести в ужас маленьких зрителей, недаром его иллюстрировали кадры со взрывами времен XX века. Но разве может внушить страх смешной персонаж с "фефектом фикции"? Господа, тот, над кем смеются, не может быть устрашающим. Этим правилом вовсю пользовались в войну советские карикатуристы, рисуя Гитлера и его приспешников в приземленном, смешном виде. Поэтому идея Васильева здесь не сработала, выстрел был холостым. Аналогичная ситуация с начальником стражи (М. Кононов) и с министром войны (Г. Милляр). Почему веселые труженики боятся этих нескладных и смешных героев?

Грызун, начальник стражи (М. Кононов) и король Кроподин I (В. Богачев).
Грызун, начальник стражи (М. Кононов) и король Кроподин I (В. Богачев).
Грызун, начальник стражи (М. Кононов) и король Кроподин I (В. Богачев).

Следующий промах - очень странный выбор актеров на второстепенные роли. Почему мальчика (ему, судя по всему лет 10-12, он ровесник Маши) играет 25-летний детина? Нет, не похож. Да, выглядит отвратительно. Да, я понимаю, что когда-то Кавалеров сыграл Мамочку в "Республике ШКИД". Но это было давно. А сейчас этот дядя в роли мальчика смотрится нелепо.

Цеблионок (А. Кавалеров).
Цеблионок (А. Кавалеров).
Цеблионок (А. Кавалеров).

Есть совершенно необъяснимые вещи. Вот, к примеру, придворный скрипач Иги-Наги-Туги (М. Эсамбаев). Ладно еще, что в фильме он обрисован исключительно черной краской, тогда как в книге это человек, понявший, что заблуждался, и подаривший свой инструмент скрипачу... Но почему он то умеет играть на скрипке, то нет, то снова умеет? Почему в сцене, когда скрипач пилит решетку, скрипка в руках Иги-Наги-Туги издает совершенно дикие звуки, в то время, как в других эпизодах с музыкой все в порядке? Я понимаю, что таким образом надо было заглушить скрип ножовки по металлу. Но куда девался здравый смысл? А без него даже в детской сказке - никак.

Уги-Наги-Туги (М. Эсамбаев) и скрипач (В. Гордиенко).
Уги-Наги-Туги (М. Эсамбаев) и скрипач (В. Гордиенко).
Уги-Наги-Туги (М. Эсамбаев) и скрипач (В. Гордиенко).

Есть ли у фильма плюсы? Да. Очень аутентично смотрится скрипач, по которому когда-то обмирало мое детское сердце. В. Гордиенко и собой хорош, и играть умеет.

Скрипач (В. Гордиенко).
Скрипач (В. Гордиенко).
Скрипач (В. Гордиенко).

Прекрасен палач. Вот, вроде, человек появляется в кадре минут на 5, но какой образ! А уж сцена, когда он приходит на кухню, чтобы потренироваться рубить мясо, и вовсе гениальна. Между тем, Л. Филаткин - не профессиональный актер, он столяр. Но внешность у него была настолько яркой, что он сыграл в десятке фильмов, причем в 3 из них палача.

Палач (Л. Филаткин).
Палач (Л. Филаткин).
Палач (Л. Филаткин).

Ну и наконец, фильм снимался в настоящем замке. Говорят, съемки проходили в Зеленограде, Ялте и Польше.

"Пока бьют часы", или Как разочароваться в любимом фильме детства
"Пока бьют часы", или Как разочароваться в любимом фильме детства

Резюме: фильм не очень. Но это понимаешь не сразу, а с возрастом.

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.