catherine-catty
5640 subscribers

"Шел четвертый год войны".

7,1k full reads
7,8k story viewsUnique page visitors
7,1k read the story to the endThat's 91% of the total page views
1,5 minute — average reading time

У фильма «Шел четвертый год войны» масса достоинств. Честно скажу, если бы я его посмотрела его лет в 15-17, я была бы в восторге. Но, поскольку мне не 15, то… То впечатления не столь однозначные.

"Шел четвертый год войны".

Сначала о достоинствах. Главное из них – душевность, присущая многим советским фильмам о войне. Это песня «Как над бережком, бережком, рыжеусое солнце вставало», это мечты героев о мирной жизни, которым не суждено осуществиться, это теплота, с которой персонажи относятся друг к другу.

Захватывающий сюжет. Осенью 1944 года группа фронтовых разведчиков под командованием капитана Спирина оправляется в закрытый район, чтобы узнать, что происходит там, что готовят немцы. Они одеты в мундиры фельдполиции и надеются, обманув противника, добыть ценные сведения. Но, как обычно, человек предполагает, а бог располагает. И вот начинается игра в кошки-мышки. Разведчики все глубже и глубже заходят в запретную зону, но это удача или, напротив, ловушка, расставленная немцами?

Староста (Л. Дуров)
Староста (Л. Дуров)
Староста (Л. Дуров)

Хорошо подобраны типажи. Это явный интеллигент Спирин (А. Збруев), променявший письменный стол на пистолет, когда началась война. Это Антипов (Н. Еременко-младший), авантюрист и сорви-голова, который, тем не менее, рискует жизнью, чтобы спасти товарищей. Это староста (Л. Дуров), мужичок себе на уме, который видит куда больше, чем кажется.

Антипов (Н. Еременко-младший)
Антипов (Н. Еременко-младший)
Антипов (Н. Еременко-младший)

Но есть и недостатки. И в первую очередь это несколько надуманные ситуации. Помните, как в фильме «Люди в черном» при прохождении теста будущий агент Джи в исполнении Уилла Смита стреляет в девочку, а не в страшных монстров? И потом объясняет свое поведение тем, что монстры тут вполне к месту, а девочке тут в это время делать нечего. Так и здесь. Запретный район. Густой лес. Дорога. Едет немецкая машина с пеленгатором. Навстречу ей выходит женщина в мундире фельдполиции. Она требует, чтобы к ней вышел офицер. На месте офицера я бы призадумалась: что делает эта дама одна в этот час и в этом месте.

Капитан Мороз (Л. Савельева).
Капитан Мороз (Л. Савельева).
Капитан Мороз (Л. Савельева).

Еще один минус, как мне кажется, это Людмила Савельева в роли капитана Надежды Мороз. И не потому, что, как писала советская критика, «Главная героиня, военная переводчица, затянутая в отлично пригнанный фашистский мундир, в тонких нейлоновых чулках, с искусно подгримированными ресницами больше похожа на популярную актрису, чем на подлинную фронтовичку.» Я, прочитав этот пассаж, честно пыталась увидеть эти самые чулки, но юбка у героини была длинная, так что видно было только сапоги. Тут как раз все в порядке. Но истеричность героини… Нет, я понимаю, война – штука тяжелая. Но все равно, командир разведгруппы, который закатывает истерику немецкому офицеру, взятому в плен… Скорее всего это промашка автора сценария, который хотел такие образом напомнить о жертвах, которые понес советский народ в годы войны. Но уж очень этот эпизод выбивается из контекста. Еще один момент – возраст актрисы. Ей было 40, когда они снималась в фильме. Безусловно, героине могло быть столько лет. Но тогда в 1940-х капитан Мороз считалась бы уже дамой в возрасте. Поэтому мечты героини о том, как она после войны назовет дочку Дашкой – это явный диссонанс. Это значит, что героиня изначально была молодой женщиной. Зачем надо было на эту роль брать актрису, у которой серый цвет лица, морщины и мешки под глазами и которая выглядит старше своих 40 – бог весть.

А фильм в целом довольно приятный. Если любите ленты «про войну» и «про разведчиков» - вам понравится.

Картинки с сайта https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7984/annot/