catherine-catty
5640 subscribers

"Загадочный наследник", или Агитка по канонам 1950-х

954 full reads
1,4k story viewsUnique page visitors
954 read the story to the endThat's 68% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Вы знаете такой фильм? Я тоже думала, что не знаю, пока смотреть не начала. И вот тогда пара эпизодов в памяти всплыла. Но прочно забыла я его не зря, ибо фильм слова доброго не стоит. Вышел на экраны он в апреле 1988, но такое впечатление, что снят был 35 годами раньше. Вот как раз в начале 50-х такие кондовые ленты с карикатурными злодеями и плакатными героями выпускали, ну вот хоть "Серебристая пыль" в качестве примера. Возможно, дело в том, что режиссер Т. Н. Лисициан как раз в 50-х свою карьеру и начинала. Но за 3 десятка лет ситуация в кинематографе изменилась до неузнаваемости, а Тамара Николаевна, похоже, так и осталась верна приемам, популярным в годы ее молодости.

"Загадочный наследник", или Агитка по канонам 1950-х

Сюжет фильма заключается в том, что в Париже умирает старый русский эмигрант. И тут выясняется, что свое наследство, за исключением части, отошедшей верной экономке, он оставил племяннику, живущему в СССР. Молодой художник Степан Бурцев приезжает во Францию, чтобы вступить в наследство.

Бурцев (В. Ильин)
Бурцев (В. Ильин)
Бурцев (В. Ильин)

Помогает ему в этом нелегком деле мудрый и дальновидный сотрудник нашего посольства О.С. Зыкин, а вредят практически все встреченные русские эмигранты, за исключением нежной и трепетной Аси, которая в Бурцева влюбляется.

Ася (И.Дапкунайте).
Ася (И.Дапкунайте).
Ася (И.Дапкунайте).

Что сказать? Во-первых, режиссура Личициан устарела еще в конце 1950-х. Такие агитки с мерзавцами-эмигрантами и доблестными советскими героями даже в начале 1960-х казались фальшивыми, а уж в 80-х они и вовсе выглядели древними, как дерьмо мамонта. И ладно бы это была правдоподобная агитка, но она, к сожалению, лжива. Когда на весь небольшой кружок эмигрантов нашелся лишь один приличный человек... Не верю. Во-вторых, почему-то менталитет этих русских французов точно соответствует менталитету бабы Клани из деревни Малое Гадюкино. Потому что когда русская парижанка П. А. Батистова советует сводить Бурцева в "Мулен Руж", с придыханием сообщая, что там "девочки голенькие", то это типично совковый (не путать с советским) взгляд на мир. Это мысли совершенно зашоренного человека из глуши, для которого стриптиз - вещь запретная, о которой даже помыслить страшно. Если что, кабаре это работает с 1889 года и уже давно является культурным явлением, а не просто местом, где можно на раздетых баб посмотреть. Кстати, как раз в 1989-м "Мулен Руж" 100-лет стукнуло. И в тот год с его сцены можно было услышать Шарля Азнавура, Эллу Фицджеральд, "Джипси кингс" и прочих знаменитостей.

Выступление в "Мулен Руж" в 1983году.
Выступление в "Мулен Руж" в 1983году.
Выступление в "Мулен Руж" в 1983году.

Лисициан в фильме щедро раздает всем сестрам по серьгам, бьет врагов СССР налево и направо, с размаху. Мерзким сионистам досталось? Досталось, историк в поезде целую лекцию прочитал о теме. Евреям, уезжающим на запад, по морде дали? Дали. Целую семью показали. Бедную, несчастную, жалеющую что уехали и радующуюся, что сын-подросток успел с поезда спрыгнуть. Мол, у него все будет хорошо... Ага, без денег, без квартиры, без родственников и с перспективой детдома. Зашибись, как хорошо. Лучше не бывает. Русским эмигрантам свое фе сказали? Еще как, уж таких отпетых мерзавцев изобразили, что мало не покажется. Вот прям картина маслом: наша страна в кольце бездушных, меркантильных, подлых врагов и только в Советском Союзе остались "люди-бессеребренники" с душой и сердцем (да и то не все, ибо опять же евреи мечтают свалить, пусть им и будет плохо за границей)... В общем картина мира уж очень альтернативной вышла.

Семья евреев-отщепенцев.
Семья евреев-отщепенцев.
Семья евреев-отщепенцев.

Кроме того снято все это крайне фальшиво. Нет, виды Парижа хороши. Но герои ведут себя уж очень странно. Вы когда-нибудь с бухты барахты на кладбище или на улице стихи читали? А Бурцев с Асей читают. И не один раз. Еще меня очень удивил эпизод, когда отец Аси уже в смокинге и галстуке-бабочке вдруг сообщает, что он уходит на званый ужин и дочь тоже приглашена. Э-э-э-э... Вы когда-нибудь пытались даме за 5 минут до отправления в ресторан сказать, что она тоже идет? И живы остались при этом? И ни одной кастрюльки-сковородки вам в голову не попало? Потому что женщины собираются долго. Им надо обдумать наряд, помыть голову, уложить волосы, накрасить ногти, сделать макияж, погладить платье, надеть его, снять, выбрать другое, понять, что туфли не подходят, найти другую пару, поменять колготки, ибо поехала петля... В общем байда эта часа на три в лучшем случае. А не на 5 минут.

Бурцев (В. Ильин) и Зыкин (Ю.Соломин) на фоне собора Парижской богоматери.
Бурцев (В. Ильин) и Зыкин (Ю.Соломин) на фоне собора Парижской богоматери.
Бурцев (В. Ильин) и Зыкин (Ю.Соломин) на фоне собора Парижской богоматери.

Художественные приемы также новизной не блистают. Современные сцены сняты в цвете, а те, в которых действие происходит во время второй мировой, черно-белыми? Как минимум в великолепнейшей ленте "А зори здесь тихие..." Ростоцкий этот прием уже использовал, правда, там было наоборот: настоящее время (война) показано черно-белым, счастливое прошлое - цветным. Бусы жены, бережно хранимые предателем Кузовкиным, которые он перебирает, как четки и которые рассыпаются, когда умирает? Тоже старо. Название фильма исключительно конъюнктурно ибо ничего загадочного в Бурцеве нет. Он простой, честный и открытый советский человек. Но надо же зрителя как-то в кинотеатры было завлечь!

Бурцев: "Что? Это я загадочный, что ли?"
Бурцев: "Что? Это я загадочный, что ли?"
Бурцев: "Что? Это я загадочный, что ли?"

В общем, из плюсов - только участие советских кинозвезд: И. Смоктуновского, Ю. Соломина, Л. Броневого и пр. Актерские работы очень неплохие, но фильм это не спасает.

Ерихонов (И. Смоктуновский).
Ерихонов (И. Смоктуновский).
Ерихонов (И. Смоктуновский).

Картинки с сайтов https://www.gettyimages.fi/, https://www.kinopoisk.ru/ плюс скриншоты.