О любви и ненависти к своей работе

30 August

Приходит на днях напоминание, что у меня сегодня очередной семинар. Смотрю на фамилию ведущего и понимаю, что я уже у нее был на другом семинаре и это было чертовски скучно. Ну, ладно, думаю, зато узнаю - what’s the latest в сфере eating disorders. Но уже через пять минут после того, как семинар начался, я вообще забыл про время. Потому что это было невооруженным глазом видно - насколько человеку нравится эта тема. Она literally светилась изнутри, рассказывая далеко не о самой красивой стороне психиатрии. И так, что аудитория была hypnotised тем, что она рассказывала, как кобры музыкой.

А за пару часов до семинара позвонила мне мой lawyer и спрашивает - “Ты прочитал то, что я тебе прислала? Ну, шикарная же вещь вышла. Я их там разнесла в пух и прах, даже десятилетней давности статьи в academic journals специально нашла для аргументации.” И все это таким совершенно неповторимым тоном - в котором одновременно и чисто детский восторг, мол, ну, здорово же я написала, и легко узнаваемая гордость профессионала to the core, мол, могу и делаю. И делаю здорово. А в процессе получаю нереальное удовольствие от всего этого.

На следующий день сижу на сессии с клиенткой и в какой-то момент честно говорю ей - “Я вас сейчас порву в клочья к чертовой матери”. А она в ответ - “Давайте, рвите.” Смелая девочка, I gotta give her that. Ну, и когда все заканчивается, я выдаю - “Я хорош, конечно, когда я в форме”. И тут же понимаю, что я sound exactly like my lawyer.

И это - то, что отличает людей, которые в этой жизни занимаются своим делом, тем, что им действительно нравится, тем, к чему у них есть calling. Also, это совершенно другой способ жить.

Во-первых, из-за сумасшедшей загруженности. Поскольку работа никогда не заканчивается. А у тех, чья профессия предполагает клиентуру, никогда не заканчиваются клиенты. Это тот уровень, когда люди/работа находят человека сами. Что клиенты, что работодатели, что headhunters, они все видят - насколько человеку дано то, что он делает, насколько он вкладывается и выкладывается. И не нужны никакие CV и собеседования по вакансиям, не нужен никакой маркетинг и продвижение в соцсетях. У многих профессионалов такого толка, с которыми я сталкивался, даже аккаунтов-то там нет по большей части или они там редко появляются, а они все равно нарасхват. И они вообще не считают деньги, хотя деньги льются потоком, потому что на это нет времени. Их считают accountants, которые также платят с них налоги и все прочие отчисления.

Во-вторых, такие профессионалы очень много отдают. Так у моего lawyer есть сообщество, где она абсолютно бесплатно отвечает на вопросы людей, информирует об изменениях в законодательстве и выкладывает документы, чтобы они могли взять эти шаблоны, добавить свои данные и самостоятельно решить какие-то свои вопросы. Или читают бесплатные лекции/преподают, передавая knowledge. И я еще не видел ни одного такого человека, который бы боялся конкуренции. Quite the opposite - берут к себе новичков/молодежь и растят из них новое поколение профессионалов. На равных. Как сказал читавший лекцию пиарщикам по управлению репутацией - “Работы хватит на всех, так что берите и делайте.”. И это реально так. А еще я ни разу не встречал среди таких людей, которые бы ненавидели конкурентов или устраивали травлю/срачи/что там еще в таком духе. Да, споры случаются, но стороны дискутируют, а потом пожимают руки и спокойно рекомендуют друг друга конечным потребителям результатов их деятельности.

Потому что, когда человек реализован профессионально, очень многое из того, что до чертиков важно для тех, кто не нашел себя, теряет для него смысл.

Я это очень хорошо понял на примере одной моей бывшей клиентки, которая стала для меня еще одним поводом тогда - в разгар моего личного кризиса профессионального самоопределения - как следует над всем этим поразмыслить, используя ее как “эффект зеркала”.

Она свою работу ненавидела. И она ненавидела всех своих клиентов. Сложно сказать, кого она не ненавидела. Она приходила на сессии и с порога начинала - какие все сволочи, как они ее достали, как ее задолбало отвечать на постоянные вопросы/звонки. Дальше она переходила на конкурентов, поливая всех грязью, адресно и поименно, и продолжала перечислением моментов, когда ей лично нанесли чем-то обиду. И это никогда не заканчивалось.

На мои предложения сменить вид деятельности или делегировать часть обязанностей ответ был один - деньги. Семью содержать надо или не могу себе позволить масштабировать бизнес при помощи наемных сотрудников. Потому что да, сотрудники все тупые и криворукие попадаются, а потом еще и предают обязательно.

Бизнес у нее был, конечно, поскольку она была хороша именно в продаже себя, но развития у него не было, хотя она им занималась много лет. И не было потока клиентов. Ну, а откуда ему взяться? Люди тоже не идиоты, знаете ли. Можно любой фасад выставить при помощи маркетинговых инструментов - сайт/соцсети - и сделать презентабельность для продаваемости. Но суть-то не спрячешь. Она все равно торчит изо всех дыр и клиенты - в том числе потенциальные, еще в поиске, еще определяющиеся/решающиеся, они ее видят. А те, кто не видит, начинают чувствовать в процессе сотрудничества. Поэтому ей приходилось постоянно драться за клиентуру с конкурентами - а это крайне трудоемкий и энергозатратный процесс, если это делать каждый день на протяжении многих лет - или подбирать тех, от которых они отказались. Иначе бизнес не шел. Во многом потому, что клиенты ей очень часто не платили вовсе. Либо начинали торговаться, чтобы сбить цену.

Но это - в ее случае - были еще цветочки. Она несколько раз переживала мигрени с потерей зрения и один микроинсульт. Заработала болезнь с зависимостью от диеты и лекарств. Регулярно поднимала руку на детей, потому что надо было куда-то сливать эту ненависть ко всем, а дети - самый простой и удобный способ. И имела огромную кучу психологических проблем - от самооценки/самоуважения до отношения к миру in general. В том числе и сложности в браке.

И она никогда не получала удовольствия от того, что делала. Хотя с толковыми идеями для бизнеса там было все в порядке.

Да, можно было все это списать на ситуацию, мол, иммигрантам в чужой стране выбирать не приходится. А можно поставить рядом, say, моего current lawyer: она - тоже иммигрантка, которая была юристом на родине, а потом переехала в другую страну. Законы в каждой стране - свои, юристам нужно pass a bar exam, чтобы иметь право практиковать. И при этом еще язык выучить. Не просто на бытовом уровне, юридический сленг - адский пиздец на любом языке, поэтому уровень должен намного выше. Плюс конкуренция с местными, кто не имеет проблем ни с языком, ни с подтверждением образования, ни со статусом в стране. Но у нее почему-то нет такого душащего все живое вокруг внутреннего негатива, который сбивает с ног за километр.

С ней приятно иметь дело. Несмотря на то, что она чем-то мне меня самого напоминает - быстро, жестко, по делу и до свидания. Так бывает, когда идет очень большой поток людей. Этой так себе клиентоориентированностью все востребованные профессионалы отличаются, потому что а) нет времени и б) нет необходимости убеждать клиентов сотрудничать именно с тобой. Но при этом кладешь трубку и понимаешь, что, если решишь file a lawsuit, то представлять себя в суде предложишь именно ей. Чтобы работа была сделана со вкусом/удовольствием, с должным профессионализмом и в твою пользу. А не ради денег в стиле “Отвязались бы все уже от меня”. И предложишь ей очень хорошую оплату или заплатишь столько, сколько она скажет, без вопросов/торгов. Тут даже мысли не возникает - не платить. Даже у меня, человека, который никому ничего лишнего платить не будет.

The moral of the story - профессионализм не только в skills заключается и дипломах/регалиях. Он идет изнутри. Когда работа - это дело жизни, а не средство зарабатывания денег. Такие специалисты не просто хороши в своей сфере, но их еще и издалека видно за счет того, как они сияют, getting high on what they’re doing for a living. И на это надо смотреть, а не на маркетинг. Он вполне может быть талантливо сделан маркетологом на заказ, без участия заказчика, которого он продвигает. Или отзывы, которые также покупаются и продаются.

А еще - лучше самим десять раз сменить сферу деятельности, каждый раз начиная сначала и теряя в деньгах/статусе, чем изводить себя ненавистной работой до состояния ненависти ко всему вокруг. Это не проходит бесследно, like it or not. И не приносит финансовой стабильности/востребованности без слишком дорогой цены, заплаченной за это.