Кто жил в Татарстане до татар и тюрок?

14 October 2020
35k full reads
2,5 min.
45k story viewsUnique page visitors
35k read the story to the endThat's 79% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Территория современного Татарстана, равно как и существовавших на этой земле исторических государств, его предшественников, издавна была местом встречи культур самого разного происхождения. Еще задолго до прихода сюда из Северного Причерноморья булгар, получивших независимость осколков гуннской орды, здесь жили люди, которые перешли от охоты и собирательства к производящему хозяйству.

Но давайте расскажем все по порядку.

Первая культура каменного века, которая здесь известна, носит название Камской или Хуторской по названию соответствующего современного населенного пункта. Она занимала большую часть Урало-Поволжья и охватывала временной промежуток с 5-о по 4-е тысячелетия до нашей эры. Это были примитивные охотники и собиратели, которых ученые надежно не идентифицируют с представителями конкретных древних этносов из-за примитивности их быта и хозяйства.

Эти люди били зверя, ловили рыбу и делали долговременные стоянки в зимнее время, а большинство их орудий труда были сделаны из кости и дерева. Но на более позднем этапе ими были освоена керамика и начали строиться неукрепленные поселения у берегов рек. Основным типом жилища тогда были землянки. Ни земледелия, ни скотоводства тогда не существовало, а численность населения была очень низкой.

На смену этим ребятам пришло сразу две культуры, причем, одна из них распространялась с севера и/или востока, а вторая – с запада. Они сосуществовали примерно в одно и то же время. Первыми были волосовцы, которых считают предками финно-угорских народов. По своему развитию и способу жизни они не сильно отличались от своих предшественников.

Их конкурентами были восточные представители фатьяновской культуры, которые перешли на новый уровень развития, освоив подсечно-огневое земледелие и разведение домашнего скота. Как и все индоевропейцы, эти ребята умели использовать скот в качестве тягловой силы и из-за преимущественно скотоводческого образа жизни были достаточно мобильными. Считается, что именно от них иные жители региона позаимствовали более прогрессивные, по меркам того времени, способы ведения хозяйства.

Гегемонию фатьяновцев пресекли другие индоевропейцы – родственные друг другу носители срубной культуры из Северного Причерноморья и Андроновской культуры степей Казахстана и Западной Сибири. Это были ребята, которые из-за изменения климата постепенно перешли от оседлой жизни к кочевничеству. Можно вполне надежно утверждать, что они являются предками иранских народов, часть из которых ушла в Среднюю Азию и на Ближний Восток, а другие остались на месте и дали жизнь более поздним скифам.

Собственно, тут их тоже в итоге доконало всеобщее похолодание, и регион вновь перешел под власть охотников и собирателей, которые теперь уж точно являлись финно-уграми. Правда, часть из них была более монголоидной по внешнему виду и больше занималась скотоводством (Ананьинская культура), а другие были европеоидными и отдавали предпочтение неразвитому земледелию (Городецкая культура). Они старались защищать свои поселки деревянным частоколом – соседство с любящими чужое добро кочевниками давало о себе знать.

В раннем средневековье им на смену пришли племена именьковцев, в которых историки видят еще не разделенных балто-славян. Но и на востоке сохранялись поселения финно-угров. Собственно, они и были покорены булгарами, которые откочевали сюда в конце 7-о века. Начался новый период в истории Поволжья, когда жители совершенно разного происхождения начали постепенно сливаться в единый народ.

До этого никто из местных не имел такой военной гегемонии, чтобы покорить всех и сразу и начать создание нации. Так из финнов, ранних славян и тюрок возникла булгарская общность, представители которой являются непосредственными предками нынешних татар. Именно из-за влияния автохтонного населения казанлы с очень давних времен являются не кочевниками, а хлеборобами.