16 975 subscribers

Фотографируем сад. Что в кадре?

3,8k full reads
8,6k story viewsUnique page visitors
3,8k read the story to the endThat's 44% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Статья номер 2

Давайте представим лето. Сад. Нежное утро. Ароматы. Легкий ветерок... Фотографируете вы, скажем, прекрасную только что расцветшую розу, любуясь ее румянцем в утренних лучах солнца. Как красиво!

Фотографируем сад. Что в кадре?

Но только при просмотре фотографий обнаруживаете в кадре тлю и давно потерянный секатор. Как же я этого не видела?!! Почему?! И перефотографировать нельзя - солнце давно в зените, да и роза не так нежна...

Смотреть и не видеть - это самая распространенная проблема начинающих фотографов

И это понятно - все внимание сконцентрировано на главном объекте - прекрасном цветке или гармоничной композиции в миксбордере. Но увы, трудно заметить в видоискателе другие детали - мусор на дорожке, шланги для полива, лопаты и совки. Обычно они обнаруживаются позже - и иногда даже не самим фотографом, а зрителями.

Ой! Я эти вилы и не заметила...
Ой! Я эти вилы и не заметила...
Ой! Я эти вилы и не заметила...

В случае более общих фотографий - именно так появляются столбы и ветки, растущие прямо из головы фотографируемых (очень частая проблема!) и прочие странные вещи, некоторые из которых имеют все шансы попасть на страницы юмористических сайтов.

Обидно? Очень! И понятно, что начинающему очень сложно видеть весь кадр целиком - не только основной объект, но и задний план, и мелкие детали кадра - но этому можно научиться!
Попробуем?

Чисто там, где метут!

Итак, вы приготовились сделать фотографию. Смотрите через видоискатель или на экран телефона. Понятно, что ваше внимание сконцентрировано на главном объекте съемки. Но всегда надо на пару секунд отвлечься и посмотреть на весь остальной кадр. Что вы видите?

Фотографируем сад. Что в кадре?

Скажу честно, у меня на садовом участке можно увидеть что угодно! И перчатки на газоне, и пакеты с удобрением, и этикетки от растений, и брошенные горшки, не говоря уже о вилах и прочем нужном инструменте. Еще не так давно, кстати, в большом ассортименте были детские игрушки. И это только то, что явно засоряет кадр.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Я уже давно взяла себе за правило убирать на место все, что только можно убрать. Конечно, я далеко не всегда его выполняю. Но очень стараюсь! В этом случае вероятность обнаружить на фото что-то неподходящее уменьшается в несколько раз.

Кстати, в этом теперь мне очень помогает простейшая система хранения на двери сарая, убрать вещь на место - дело буквально десяти секунд.

Есть и "неявный" мусор, который тоже мешает в кадре. Например, нестриженый газон - вроде бы ничего, тоже зелененький, а на деле - вместо упорядочивания и покоя вносит хаос. Аналогично с дорожками - я, впрочем, очень люблю их подметать (а надо еще и пропалывать!).

Фотографируем сад. Что в кадре?

Именно внимание к мелочам и деталям придает саду (а в итоге и фотографиям) законченный вид. Да, и совершенно неправильно делать все это ради фотографий. Нет! Понятное дело, что лучше себя чувствуешь тогда, когда кругом чисто и аккуратно, когда куда ни посмотришь - все радует взгляд. Но в то же время, возможность взять фотоаппарат в любой момент и щелкнуть - тоже дорогого стоит.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Безусловно, из любых правил есть исключения. Дорожки, засыпанные золотой листвой - излюбленный объект фотографов и художников. Разница в том, что в этом случае кадр скомпонован специально - то есть в этом есть смысл и задача.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Итак, что делать?

Следить за чистотой в своем саду и внимательно смотреть на будущий кадр!

Фон

А еще огромную роль на фото играет фон - дома, сараи, заборы и прочие строения. Они вроде как являются неотъемлемой частью участка и пейзажа - но довольно часто это фон нежелательный, диссонирующий, случайный. Его выбирали не вы. И иногда при фотографировании мы его не замечаем - в первую очередь потому, что сосредоточены только на переднем плане.

Соседский дом покрашен в лиловый цвет - и какое счастье, что он идеально сочетается с моими колокольчиком и клематисом!
Соседский дом покрашен в лиловый цвет - и какое счастье, что он идеально сочетается с моими колокольчиком и клематисом!
Соседский дом покрашен в лиловый цвет - и какое счастье, что он идеально сочетается с моими колокольчиком и клематисом!

Здесь опять есть исключения - иногда дом или забор являются отличным фоном для цветов и только оттеняют их.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Что делать?

Стоит проследить - нет ли на дальнем плане чего-то лишнего? Убрать нежелательный фон из кадра можно, изменив ракурс - например, встать на скамейку и снять чуть-чуть сверху вниз, чтобы в кадр не попал дом. Или просто немного повернуться снять клумбу с другой стороны - там, где фон другой. Пробовать и искать - главная заповедь фотографа!

Горизонтали и вертикали

На нашей планете Земля в силу объективных причин (законов природы) мы привыкли выделять горизонтали и вертикали. Водная гладь всегда горизонтальна, а деревья (как и стены домов и строений) в большинстве случаев вертикальны. Как обычно, бывают исключения, но это именно исключения - то есть случаи, которые не вписываются в привычную картину мира.

Именно поэтому наклоненный дом всегда смотрится угрожающе опасно, а не горизонтальная водная поверхность напоминает про сковородку с блинным тестом.

Наклонили, и вода налилась...
Наклонили, и вода налилась...
Наклонили, и вода налилась...

Горизонтали и вертикали позволяют нам ориентироваться в пространстве. Именно поэтому очень желательно, чтобы в кадре горизонтали были строго горизонтальны, а вертикали - вертикальны.

Если столб стоит криво - что-то не так, да? Поэтому он должен стоять ровно.
Если столб стоит криво - что-то не так, да? Поэтому он должен стоять ровно.
Если столб стоит криво - что-то не так, да? Поэтому он должен стоять ровно.

Если нет таких четких ориентиров - ими могут стать ветки, листья и стволы - то, что способно сориентировать нас в пространстве. Точнее, скажем так: если что-то вертикальное в кадр попало, оно должно быть вертикальным (если только это не особая задумка фотографа). Обычно особенно раздражают отклонения буквально в градус-два, вроде прямо - а на самом деле криво.

Стебли посконника наклонены, зато ствол яблони - прямой!
Стебли посконника наклонены, зато ствол яблони - прямой!
Стебли посконника наклонены, зато ствол яблони - прямой!

Уверяю вас, что подумать над этим можно и нужно в процессе фотографирования, а не после него. Да, любую фотографию можно повернуть, но даже несколько градусов поворота могут дать довольно значительную потерю информации - края фотографии отрежутся обязательно.

Что делать?

Следите за вертикальными и горизонтальными линиями на фото, на многих экранах даже есть специальная разметка, чтобы выстроить кадр как можно точнее.

Двигайтесь!

Я уже много лет очень редко снимаю объективами с зумом - в основном использую так называемые "фиксы" - объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Это значит, что для того, чтобы изменить кадр, мне надо не нажать на кнопку, а подойти к объекту или отойти от него.

Белые рамки - границы фото при использовании объективов с разным фокусным расстоянием. Можно не ходить, а просто нажимать на кнопку зума или менять объективы...
Белые рамки - границы фото при использовании объективов с разным фокусным расстоянием. Можно не ходить, а просто нажимать на кнопку зума или менять объективы...
Белые рамки - границы фото при использовании объективов с разным фокусным расстоянием. Можно не ходить, а просто нажимать на кнопку зума или менять объективы...

С современными фотоаппаратами фотографы часто забывают, что для того, чтобы сделать хорошее фото, можно и нужно двигаться и ходить! Наблюдая за тем, как меняется картинка в кадре, в поисках наиболее удачной точки зрения.

Не забывайте, что можно не только ходить и поворачиваться, но и приседать, и вставать, меняя угол и точку съемки.

Не ленивый фотограф
Не ленивый фотограф
Не ленивый фотограф

Что делать?
Двигайтесь, подходите ближе, или, наоборот, отходите, смотрите на объект съемки с разных сторон, внимательно наблюдая происходящее в кадре - и в какой-то момент он обязательно станет правильным! Вот тогда и можно будет нажать на кнопочку.

Например, вы решили сфотографировать свою клумбу.

Начнем с того, что внимательно посмотрим вокруг - не забыли ли что-то лишнее в кадре? Если у вас нет задачи фотографировать удлинители или шланги для полива, их надо убрать заранее.
Теперь посмотрим на экран. Но не на клумбу - а на то, что попадает в кадр вокруг! Край теплицы? Можно ли сделать шаг в сторону, чтобы он не попал в кадр? Так, теперь слева виден край беседки. Он вполне симпатичный, но попробуем постараться, чтобы в кадре он был вертикалью - иначе беседка будет смотреться падающей...

И так далее, и тому подобное... Каждый кадр - это набор определенных действий: выбрать кадр и обязательно (!) оценить его по всем параметрам (чистота, вертикали, фон, лишние предметы).

Если бы я повернула камеру вправо, то в кадр попал бы кусок забора. Также я проследила, чтобы решетка на переднем плане была вертикальной и убрала с газона за клумбой газонокосилку.
Если бы я повернула камеру вправо, то в кадр попал бы кусок забора. Также я проследила, чтобы решетка на переднем плане была вертикальной и убрала с газона за клумбой газонокосилку.
Если бы я повернула камеру вправо, то в кадр попал бы кусок забора. Также я проследила, чтобы решетка на переднем плане была вертикальной и убрала с газона за клумбой газонокосилку.
В этой статье я специально не говорю про ракурс, композицию, свет и все прочее. Не только потому, что обо всем этом надо рассказывать отдельно. Но и потому, что обычно все вышеперечисленное - фон, вертикали, выбор точки съемки, отсутствие лишних предметов в кадре - подразумевается как бы само собой. Но само собой учитывать это получается только у тех, кто опытен и фотографирует давно. А тому, кто только начинает, лучше сразу знать возможные проблемы и научиться избегать их как можно раньше.

Еще мои статьи о фотографии:

Уроки фотографии 2. Основные параметры съемки.

Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.

Моя техника для съемки.

Фотографируем сад. Что такое хорошо, и что такое плохо.

Фотографируем сад. Особенности съемки в разную погоду.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Сад в жизни и на фото: реальность или иллюзия? Сравниваем фотоаппарат и телефон.

Фотографируем сад. Как снимать весной ?

Фотографируем сад. Да будет свет!

Фотографируем сад. Как выбрать ракурс?

Если вам нравятся фото на моем канале, обратите внимание, что по мотивам книги "Все в сад!" издательство ЭКСМО выпустило календарь на 2021-й год с моими фотографиями.

Фотографируем сад. Что в кадре?
Фотографируем сад. Что в кадре?

Здесь задняя сторона обложки, где видны фото по месяцам, и передняя - под которой календарь продается в магазинах

Вы можете купить его в интернете, а также в обычных книжных магазинах.

В Лабиринте.

Мой канал называется "Хюгге на шести сотках". В переводе с датского "хюгге" - умение получать удовольствие от жизни. Я рассказываю о том, как сделать отдых и работу на даче радостью и удовольствием. Красивый сад, простые в уходе растения, удобные клумбы - все, чтобы радовать себя и близких. Я сама делаю все фотографии и пишу именно о своем участке. Подписывайтесь, если интересно!