Фотографируем сад. Да будет свет!

395 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
395 read the story to the endThat's 34% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Вы уже много раз тут видели аксиому о том, что фотография без света не имеет смысла.

Сегодня я ее уточню. Фотография без хорошего света не имеет смысла.

Фотографируем сад. Да будет свет!

Но для того, чтобы начать говорить про свет, давайте выясним парочку важных моментов. Поговорим о динамическом диапазоне, а также вспомним о том, какие параметры съемки можно отрегулировать, чтобы получить качественную фотографию.

Динамический диапазон

Динамический диапазон - это характеристика устройства или системы, показывающая диапазон максимального и минимального возможных входных значений.

В фотографии динамический диапазон определяется яркостями картинки. Самый яркий - белый, самый темный - черный. Наш глаз отличается огромным, широчайшим динамическим диапазоном. Мы замечаем малейшие нюансы как на ярком солнце, так и в сумерках, а иногда и в темноте. Близка к нашему глазу по диапазону пленка.

Португалия, лето, полдень, полное солнце, посмотрите на тень от машины. Но и в теневых участках, и на свету все детали видны, нет черных участков и пересветов. Потому что снято на пленку.
Португалия, лето, полдень, полное солнце, посмотрите на тень от машины. Но и в теневых участках, и на свету все детали видны, нет черных участков и пересветов. Потому что снято на пленку.
Португалия, лето, полдень, полное солнце, посмотрите на тень от машины. Но и в теневых участках, и на свету все детали видны, нет черных участков и пересветов. Потому что снято на пленку.

Но цифровой фотоаппарат таким диапазоном не обладает. Там, где мы различим детали разной яркости, техника покажет однородно белую или черную область.

Справа вверху - прекрасная гистограмма пленочного изображения, на которой видно, что почти нет абсолютно белых и черных пикселей. Внизу - фото, какими бы они получились на цифровой фотоаппарат. Если бы вы хотели показать светлую часть - в тени было бы много черного, если бы наводились в тень - были бы пересветы на солнце.
Справа вверху - прекрасная гистограмма пленочного изображения, на которой видно, что почти нет абсолютно белых и черных пикселей. Внизу - фото, какими бы они получились на цифровой фотоаппарат. Если бы вы хотели показать светлую часть - в тени было бы много черного, если бы наводились в тень - были бы пересветы на солнце.
Справа вверху - прекрасная гистограмма пленочного изображения, на которой видно, что почти нет абсолютно белых и черных пикселей. Внизу - фото, какими бы они получились на цифровой фотоаппарат. Если бы вы хотели показать светлую часть - в тени было бы много черного, если бы наводились в тень - были бы пересветы на солнце.
Чувствительность у современного профессионального цифрового фотоаппарата приблизительно в 2-3 раза ниже, чем у нашего глаза. А у обычного телефона или любительской камеры - в 4-5 раз.

Зачем нам это знать, скажете вы? Дело в том, что в солнечный день диапазон яркостей очень высок, и если фотоаппарат не может это передать - фотографии получаются грубыми и слишком контрастными. Попробовала продемонстрировать это на иллюстрации ниже. Здесь верхняя картинка с более-менее нормальным динамическим диапазоном, нижняя - с искусственно ограниченным. Ниже и выше определенных значений яркости просто черные или белые. Из-за этого на картинке черные и белые пятна вместо градаций теней и светов.

Тут я конечно, преувеличила, но только для того, чтобы был понятен смысл. Урезала диапазон на четверть с каждой стороны, то есть вполовину. То есть все пиксели темнее определенной яркости стали просто черными, а светлее - просто белыми.
Тут я конечно, преувеличила, но только для того, чтобы был понятен смысл. Урезала диапазон на четверть с каждой стороны, то есть вполовину. То есть все пиксели темнее определенной яркости стали просто черными, а светлее - просто белыми.
Тут я конечно, преувеличила, но только для того, чтобы был понятен смысл. Урезала диапазон на четверть с каждой стороны, то есть вполовину. То есть все пиксели темнее определенной яркости стали просто черными, а светлее - просто белыми.

Поэтому, когда мы делаем фотографию, очень важно понимать, как именно солнечный свет будет на ней работать. Будет ли он нам помогать, создавая блики и тени, или только мешать.

Параметры съемки

Я писала о них в одной из недавних статей, а здесь напомню, что качество фотографии зависит (в частности) от количества света, попавшего в объектив. В конкретных погодных условиях мы можем менять параметры съемки для получения максимально качественного снимка.

  • Если на улице вечер или тучи, скорее всего придется увеличить чувствительность (ISO). В солнечный день хватает 100, ближе к вечеру может понадобиться увеличить значение до 600-1000.
  • Выдержка в солнечный день обычно минимальна, 1\1000-2000 с и менее, но чем темнее на улице, и чем сильнее прикрыта диафрагма - тем бОльшая выдержка может понадобиться. Но при выдержках больше 1\100 с (в целом это зависит от фокусного расстояния, но в данный момент подробности не принципиальны) у неопытных пользователей снимки могут получиться нерезкими из-за дрожания рук, а у опытных - из-за ветра.
  • Диафрагму в солнечный день можно прикрыть почти до минимального значения, и все снимки будут с высокой глубиной резкости. Хотя, кстати, я всегда снимаю при диафрагме не больше 2.8, а чаще - меньше.
Фотографируем сад. Да будет свет!

Очень важно при съемке настраивать параметры так, чтобы на фото не было абсолютно белых или черных областей. В автоматическом режиме фотоаппарат сам выставляет правильные значения экспозиции и диафрагмы. Если вы снимаете в ручном режиме, нужно обязательно включить режим показа пересвеченных областей или гистограмму.

Солнце высоко или низко?

Честно говоря, для иллюстрации съемки сада в солнечный полдень у меня почти не нашлось фотографий. Потому что стараюсь в такую погоду сад не снимать. Уж слишком высокий контраст, который мы можем и не замечать - но его заметит камера, а у нее, как мы выяснили, достаточно маленький динамический диапазон. Фотографировать можно, но осторожно, например, в тени, или там, где нет большого количества мелких деталей.

Вот типичный пример съемки в солнечный день, когда солнце еще высоко.
Вот типичный пример съемки в солнечный день, когда солнце еще высоко.
Вот типичный пример съемки в солнечный день, когда солнце еще высоко.

Именно при съемке на ярком солнце динамический диапазон очень важен - ведь как раз в солнечный день перепад яркостей максимален, от глубоких теней до ярких солнечных бликов.

Мешанина...
Мешанина...
Мешанина...

Это все отнюдь не значит, что в солнечный день нельзя фотографировать! Просто именно сад, за счет большого количества пестрых деталей и зелени, сложен для фотографирования в таких условиях.

Например, море или горы на солнце могут получиться великолепно!

А вот закат или рассвет - это оптимальный и лучший свет для фотографа! Когда солнце у горизонта, его лучи более мягкие, контраст, соответственно, ниже, лучше видны детали и в освещенных, и в затененных местах.

Закат
Закат
Закат
Рассвет
Рассвет
Рассвет

Прямо или сбоку?

Если (даже на закате или на рассвете) солнечные лучи прямо освещают объект съемки (то есть из-за спины фотографа), фотографии получаются немного скучными и плоскими. Не просвечивают листья и лепестки, все залито равномерным светом, почти не видны тени. Но достаточно обычно просто подойти сбоку, чтобы картина поменялась кардинально - так можно увидеть часть листьев напросвет, а также игру света и тени.

Вроде и неплохо, но только за счет разноцветной листвы! Было бы лучше, если бы эта клумба была освещена сбоку. Не в том смысле, что солнце бы с другой стороны светило, а в том, что фотографу лучше сделать пару шагов в сторону (в данном случае вправо) и повернуть фотоаппарат.
Вроде и неплохо, но только за счет разноцветной листвы! Было бы лучше, если бы эта клумба была освещена сбоку. Не в том смысле, что солнце бы с другой стороны светило, а в том, что фотографу лучше сделать пару шагов в сторону (в данном случае вправо) и повернуть фотоаппарат.
Вроде и неплохо, но только за счет разноцветной листвы! Было бы лучше, если бы эта клумба была освещена сбоку. Не в том смысле, что солнце бы с другой стороны светило, а в том, что фотографу лучше сделать пару шагов в сторону (в данном случае вправо) и повернуть фотоаппарат.
Сравните розовые переливы на цветах, по-разному освещенных солнцем,  с фото выше, где цветы одного равномерно-розового цвета.
Сравните розовые переливы на цветах, по-разному освещенных солнцем, с фото выше, где цветы одного равномерно-розового цвета.
Сравните розовые переливы на цветах, по-разному освещенных солнцем, с фото выше, где цветы одного равномерно-розового цвета.
Здесь тоже разные оттенки цвета и зелени появляются, в частности, за счет освещения.
Здесь тоже разные оттенки цвета и зелени появляются, в частности, за счет освещения.
Здесь тоже разные оттенки цвета и зелени появляются, в частности, за счет освещения.

Пасмурно или солнечно?

В тоже время, солнечный день (утро или вечер) практически всегда предпочтительнее для пасмурного.

Солнечные пятна придают объем готовой распуститься розе.
Солнечные пятна придают объем готовой распуститься розе.
Солнечные пятна придают объем готовой распуститься розе.

Именно солнечные лучи (не спрятанные за облаками) подсвечивают и цветы и листья, создавая игру света и цвета.

Слева - солнце спряталось, справа - светит, это вечер.
Слева - солнце спряталось, справа - светит, это вечер.
Слева - солнце спряталось, справа - светит, это вечер.
Фотографируем сад. Да будет свет!

А в пасмурный день залитые равномерным светом клумбы смотрятся хуже, чем могли бы...

Пасмурно
Пасмурно
Пасмурно
Солнечно, закат
Солнечно, закат
Солнечно, закат

На самом деле, идеальный вариант - это когда солнце светит сквозь легкую дымку или край облака, тогда сохраняются и тени и блики, но становятся мягкими и нерезкими.

Фотографируем сад. Да будет свет!

Против всех!

Один из красивейших приемов, позволяющих делать отличные фотографии - съемка против света, в нашем случае - против солнца.

Слева клумба просто в тени, справа - солнце светит почти в объектив.
Слева клумба просто в тени, справа - солнце светит почти в объектив.
Слева клумба просто в тени, справа - солнце светит почти в объектив.

Когда солнце светит в объектив, можно получить контрастные силуэтные снимки, а можно, наоборот, нежные и размытые.

Фотографируем сад. Да будет свет!

Я очень люблю снимать против света! Только желательно "спрятать" солнце за стволом дерева или подобной преградой, чтобы на фото не было пересвета. Но не всегда это нужно!

Фотографируем сад. Да будет свет!
Фотографируем сад. Да будет свет!
Фотографируем сад. Да будет свет!
Помните, что именно свет - ваш лучший союзник в творчестве. Только надо учитывать, что он может не только помочь, но и навредить. Чтобы наладить с ним отношения, снимайте как можно больше, используйте разные ракурсы, пробуйте снимать в ручном режиме, и постепенно вы раскроете многие его тайны.

Еще мои статьи про фотографию

Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.

Уроки фотографии 2. Основные параметры съемки.

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.

Моя техника для съемки.

Фотографируем сад. Что такое хорошо, и что такое плохо.

Фотографируем сад. Особенности съемки в разную погоду.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Сад в жизни и на фото: реальность или иллюзия? Сравниваем фотоаппарат и телефон.

Фотографируем сад. Как снимать весной ?

Фотографируем сад. Да будет свет!

Фотографируем сад. Как выбрать ракурс?

Мой канал называется "Хюгге на шести сотках". В переводе с датского "хюгге" - умение получать удовольствие от жизни. Я рассказываю о том, как сделать отдых и работу на даче радостью и удовольствием. Фотографирую сама. Красивый сад, простые в уходе растения, удобные клумбы - все, чтобы радовать себя и близких. Пишу о своем участке, который находится на западе Подмосковья.