Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.

560 full reads
1,3k story viewsUnique page visitors
560 read the story to the endThat's 42% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Понятно, что сама сущность фотографии есть свет, ведь фотография - отпечаток света на пленке или матрице цифрового фотоаппарата. Когда-то давно она появилась из камеры-обскуры.

Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.

С тех пор на пути света поставили разные линзы (объективы), научились изменять размер отверстия, через которое проходит свет (диафрагмы), и время его прохождения (выдержку), а вместо стенки ящика стали использовать что-то, что способно фиксировать изображение - например, пленку, покрытую светочувствительной эмульсией или матрицу фотоаппарата, которая превращает свет в информацию.
И это многое изменило, но тем не менее главное - наличие отверстия - осталось обязательным.

Кстати, камера обскура используется до сих пор!
Например, не так давно была опубликована фотография, сделанная студенткой Университета Хартфордшира на банку из под пива (именно!), выстеленную изнутри фотобумагой. Студентка забыла про самодельную камеру-обскуру, поэтому выдержка получилась огромной - приблизительно 8 лет и один месяц.
За то время, пока банка лежала на телескопе Хартфордширской обсерватории, на снимке запечатлелись 2953 оставленные проходящим Солнцем «дуги». Фото: Regina Valkenborgh/University of Hertfordshire
За то время, пока банка лежала на телескопе Хартфордширской обсерватории, на снимке запечатлелись 2953 оставленные проходящим Солнцем «дуги». Фото: Regina Valkenborgh/University of Hertfordshire
За то время, пока банка лежала на телескопе Хартфордширской обсерватории, на снимке запечатлелись 2953 оставленные проходящим Солнцем «дуги». Фото: Regina Valkenborgh/University of Hertfordshire

Начнем с диафрагмы

Это то самое отверстие, через которое проходит свет в фотоаппарат. В целом, диафрагма похожа на наш глаз, зрачок которого уменьшается на ярком свету и расширяется в темноте. Если света много, например, в солнечный день, ее прикрывают на крошечную щелку - света и так хватит, чтобы запечатлеть изображение.

В центре объектива серые "лепестки" раздвигаются, увеличивая диаметр отверстия. Фото с сайта pxhere.com
В центре объектива серые "лепестки" раздвигаются, увеличивая диаметр отверстия. Фото с сайта pxhere.com
В центре объектива серые "лепестки" раздвигаются, увеличивая диаметр отверстия. Фото с сайта pxhere.com

Обычно, кстати, света как раз слишком много, и диафрагма изначально придумана для того, чтобы уменьшать его количество. Но иногда, в темноте, ее приходится открывать полностью - чтобы на матрицу попало максимальное количество света.

В фотоаппаратах обычно величину открытия диафрагмы обозначают как, к примеру, f/1.2 или f/8. Но важно понимать, что чем больше цифра - тем меньше отверстие! То есть цифра показывает, во сколько раз уменьшается поток света, проходя через диафрагму.

У диафрагмы есть и еще одно важнейшее свойство. Чем сильнее открыта диафрагма - тем меньшая часть изображения на матрице будет отображена резко.

Тут диафрагма открыта широко: f/2, четкие только цветы на первом плане
Тут диафрагма открыта широко: f/2, четкие только цветы на первом плане
Тут диафрагма открыта широко: f/2, четкие только цветы на первом плане

Если опять проводить аналогию с нашим зрением, то можно вспомнить, что мы прищуриваем глаза, чтобы лучше что-то увидеть.

Как и почему это происходит? Для начала разберемся, какое изображение воспринимается нами, как резкое? То, в котором есть четкие границы между разными цветами (если цвет один, то и определить, резкое изображение, или нет, не представляется возможным, да и такое знание не имеет смысла, все равно что определять, резкая ли поверхность чистого листа бумаги).

А какая граница будет казаться резкой? Та, где точки изображения достаточно маленькие, меньше определенного размера. Обычно этот размер считается равным 0,03 мм. Точку такого размера называют допустимый кружок рассеяния. Изображение из точек большего размера будет нам казаться нерезким, размытым. Все печатные изображения вокруг состоят из таких точек, но мы почти никогда этого не замечаем.

А вот у Синьяка тоже точки! Но довольно крупные... именно поэтому в его картинах пространство зыбкое и туманное. Поль Синьяк. Port of Saint-Cast
А вот у Синьяка тоже точки! Но довольно крупные... именно поэтому в его картинах пространство зыбкое и туманное. Поль Синьяк. Port of Saint-Cast
А вот у Синьяка тоже точки! Но довольно крупные... именно поэтому в его картинах пространство зыбкое и туманное. Поль Синьяк. Port of Saint-Cast

Теперь представим, что изображение проецируется на матрицу фотоаппарата как раз в виде точек (кружков). Они могут быть любого размера, но в зоне резкости эти точки должны быть самыми маленькими, минимальными по размеру - и не больше того самого допустимого кружка рассеяния, то есть 0,03 мм.

На картинке ниже видно, что если мы хотим видеть одинаково резкое изображение, то при разной диафрагме получается разная зона (глубина) резкости. Эту зону расширить невозможно физически - кружок будет слишком большим, а изображение - нерезким. Можно сказать, что часть реальной картинки проецируется маленькими точками, а часть большими, и из-за этого изображение размывается.

Вверху диафрагма открыта, зона резкости меньше, внизу, наоборот, закрыта - и зона резкости больше.
Вверху диафрагма открыта, зона резкости меньше, внизу, наоборот, закрыта - и зона резкости больше.
Вверху диафрагма открыта, зона резкости меньше, внизу, наоборот, закрыта - и зона резкости больше.

Можно проиллюстрировать это вот такой картинкой. На самом деле, такие пятна (круги или шестиугольники) на заднем плане образуются совсем по другой причине, но, возможно, так мысль будет яснее. Все изображение состоит из кружков (точек), но только в зоне резкости они маленькие, а там, где нерезко - большие.

Круги и пятна на заднем плане - результат оптических эффектов
Круги и пятна на заднем плане - результат оптических эффектов
Круги и пятна на заднем плане - результат оптических эффектов

Таким образом, чтобы картинка была максимально резкой по всей площади (имеется ввиду площадь фотографии, в реальности это глубина пространства), отверстие должно быть очень маленьким, то есть диафрагму надо посильнее прикрыть.

Тут диафрагма f/14, хорошо видны и волны, и песок
Тут диафрагма f/14, хорошо видны и волны, и песок
Тут диафрагма f/14, хорошо видны и волны, и песок

В результате получается зависимость - чем больше света, тем сильнее можно прикрыть диафрагму и, соответственно, тем более четкие и резкие изображения можно получить (при остальных равных условиях). А в темноте придется сильно открывать диафрагму - и глубина резкости будет меньше.

Эту камышовку снять непросто! В кустах малины очень темно... что делать будем?
Эту камышовку снять непросто! В кустах малины очень темно... что делать будем?
Эту камышовку снять непросто! В кустах малины очень темно... что делать будем?

Но как же быть, если при малом количестве света все же хочется получить качественную, достаточно резкую и светлую картинку? Есть несколько разных путей. О них - в следующей статье.

Мои статьи о фотографии

Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.

Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.

Уроки фотографии 2. Основные параметры съемки.

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.

Моя техника для съемки.

Фотографируем сад. Что такое хорошо, и что такое плохо.

Фотографируем сад. Особенности съемки в разную погоду.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Сад в жизни и на фото: реальность или иллюзия? Сравниваем фотоаппарат и телефон.

Фотографируем сад. Как снимать весной ?

Фотографируем сад. Да будет свет!

Фотографируем сад. Как выбрать ракурс?

Мой канал называется "Хюгге на шести сотках". В переводе с датского "хюгге" - умение получать удовольствие от жизни. Я рассказываю о том, как сделать отдых и работу на даче радостью и удовольствием. Фотографирую сама. Красивый сад, простые в уходе растения, удобные клумбы - все, чтобы радовать себя и близких. Пишу о своем участке, который находится на западе Подмосковья.