Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

632 full reads
1,6k story viewsUnique page visitors
632 read the story to the endThat's 38% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Итак, в предыдущих статьях мы поговорили о свете и диафрагме, а также об основных параметрах - ISO, выдержке и качестве оптики. Сегодня речь пойдет о глубине резкости. Это частый предмет дискуссии в фотографии, а также самое понятное и явное ее свойство. Каждый из смотрящих может оценить любой снимок - насколько он резкий и достаточно ли этой резкости для приятного просмотра. Впрочем, мнения обычно разделяются - кому-то ее хватает, кому-то нет...

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Что же такое глубина резкости? Если говорить так, чтобы было всем понятно, это часть пространства, которая на фото выглядит резкой, четкой. Оставив в стороне художественную часть (а с этой точки зрения резкость вообще необязательна), рассмотрим техническую сторону вопроса.

Листайте! Тут на двух фото глубина резкости разная. На первом - она очень большая, и захватывает весь дальний план глубиной пару километров. На втором - маленькая, может, полметра, и в нее уместился только человек. Важно, что в первом случае точка фокусировки расположена далеко, а во втором - очень близко.

На глубину (или зону) резкости влияет несколько важных вещей.

Первая - это размер диафрагмы, об этом я писала в одной из предыдущих статей. Картинка ниже - как раз оттуда. Она поясняет, почему размер диафрагмы влияет на размер зоны резкости.

Максимальный размер точки, при которой картинка будет нам казаться резкой, составляет 0, 03 мм. Меньше - можно, больше - нельзя. На картинке ниже видно, что при разной диафрагме получается разная зона (глубина) резкости.
Вверху диафрагма открыта, зона резкости меньше, внизу, наоборот, закрыта - и зона резкости больше.
Пока лучи проецируются в точку не больше синего кружка - картинка будет резкой. А когда кружок уже больше (например, как серый вверху)  - изображение уже нечеткое.
Пока лучи проецируются в точку не больше синего кружка - картинка будет резкой. А когда кружок уже больше (например, как серый вверху) - изображение уже нечеткое.
Пока лучи проецируются в точку не больше синего кружка - картинка будет резкой. А когда кружок уже больше (например, как серый вверху) - изображение уже нечеткое.

Но глубина резкости сильно зависит не только от диафрагмы, но и от расстояния, с которого вы снимаете. Ниже иллюстрация - диафрагма открыта одинаково, но зона резкости будет разной.

Зайчик вверху будет почти полностью резким, за исключением хвоста, а внизу резкими будут только уши и передние лапки.
Зайчик вверху будет почти полностью резким, за исключением хвоста, а внизу резкими будут только уши и передние лапки.
Зайчик вверху будет почти полностью резким, за исключением хвоста, а внизу резкими будут только уши и передние лапки.

Вот несколько фото одного объекта, снятых с разного расстояния с одинаковыми настройками. Я просто для каждого фото делала два шага вперед. Обратите внимание, что то, что снято издалека, имеет бОльшую глубину резкости, чем то, что снято вблизи.

Подхожу все ближе!

Таким образом, чем дальше от нас фотографируемый объект, тем большей будет зона резкости.

Например, пейзажные фото обычно сняты так, что глубина резкости на них бесконечна - от ближних камней до далеких гор - все видно хорошо и без размытия. Это помогает нам представить себя на месте фотографа - куда ни посмотри, все четко и резко. Так устроен наш глаз - хорошо видеть на далеких расстояниях.

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Но такая резкость хороша не всегда!

Проведите небольшой эксперимент. Поднесите к глазам руку с расставленными пальцами (на расстояние около 10 см) и посмотрите сквозь них. То, что вдали, вы по прежнему будете видеть резко. А вот рука уже будет нечеткой и расплывчатой.
А потом попробуйте перевести взгляд на пальцы руки. Вы четко видите каждую складочку на коже, а вот окружающая действительность начинает расплываться. Это нормально для наших глаз - они могут фокусироваться либо бесконечно далеко, либо очень близко, но не могут делать сразу и то, и другое.
В качестве руки здесь ветки карликовой березы
В качестве руки здесь ветки карликовой березы
В качестве руки здесь ветки карликовой березы

Поэтому мы привыкли, что вблизи глаз четко выделяет самое главное, а остальное отсекает. И нам нравится, если фотоаппарат делает то же самое. Мы видим картинку, и на ней четко обозначено то, что для нас важно. Остальное - в расфокусе.

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Такая съемка называется съемкой с малой глубиной резкости.

Именно малая глубина резкости позволила отделить, "отбить" цветок от фона - земли и травы.
Именно малая глубина резкости позволила отделить, "отбить" цветок от фона - земли и травы.
Именно малая глубина резкости позволила отделить, "отбить" цветок от фона - земли и травы.

Важно понимать, что не каждый фотоаппарат на такое способен. Точнее, фотоаппарат тут вообще ни при чем! За глубину резкости отвечает "глаз" фотоаппарата - объектив.

Например, в объективе 135 мм 1:2 максимальное значение, на которое можно открыть диафрагму - f/2. При этом значении мы получим фото с минимальной (для этого объектива и расстояния до объекта) глубиной резкости.

Тут глубина резкости буквально 10 см, и это позволяет выделить вайи папоротника и размыть все остальное.
Тут глубина резкости буквально 10 см, и это позволяет выделить вайи папоротника и размыть все остальное.
Тут глубина резкости буквально 10 см, и это позволяет выделить вайи папоротника и размыть все остальное.

Именно качественная оптика позволяет оптимально размывать задний план, концентрируясь на важных объектах. И именно красивое деликатное размытие делает фотографию такой приятной для глаз. Нам как будто поднесли самое лучшее на блюдечке с голубой каемочкой. Глазу не надо метаться в поисках важного, за что хотелось бы зацепиться. Вот оно - перед нами!

На этом фото задний план размыт, и гортензия как будто стоит на сцене,  но представьте, что  сзади тоже виден каждый листочек и стебелек. Вряд ли эта гортензия казалась бы на таком четком фоне яркой и близкой.
На этом фото задний план размыт, и гортензия как будто стоит на сцене, но представьте, что сзади тоже виден каждый листочек и стебелек. Вряд ли эта гортензия казалась бы на таком четком фоне яркой и близкой.
На этом фото задний план размыт, и гортензия как будто стоит на сцене, но представьте, что сзади тоже виден каждый листочек и стебелек. Вряд ли эта гортензия казалась бы на таком четком фоне яркой и близкой.

В то же время понятно, что далеко не каждый сможет купить профессиональный фотоаппарат и к нему качественный объектив (и не один!). Это дорогое удовольствие (хотя, как и во всем, тут вопрос приоритетов).

Мой фотоаппарат - Canon Mark II и объектив с фокусным расстоянием 135 мм, снимала на телефон.
Мой фотоаппарат - Canon Mark II и объектив с фокусным расстоянием 135 мм, снимала на телефон.
Мой фотоаппарат - Canon Mark II и объектив с фокусным расстоянием 135 мм, снимала на телефон.

Кто-то снимает с телефона, и им тоже можно попробовать делать отличные фото.

С телефона. Но такой пейзаж и с консервной банки неплохо получится!
С телефона. Но такой пейзаж и с консервной банки неплохо получится!
С телефона. Но такой пейзаж и с консервной банки неплохо получится!

Правда, с близкого расстояния многие телефоны все равно снимают не очень и дают очень высокую глубину резкости - красивого размытия не получается. Дам еще раз иллюстрацию из предыдущей статьи.

Это фото на фотоаппарат, а следующее - на телефон. Почувствуйте разницу!

Почему так происходит, можно ли это исправить и надо ли? Расскажу об этом в следующей статье - про фокусное расстояние.

Мои статьи о фотографии

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Уроки фотографии 2. Основные параметры съемки.

Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Моя техника для съемки.

Фотографируем сад. Что такое хорошо, и что такое плохо.

Фотографируем сад. Особенности съемки в разную погоду.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Сад в жизни и на фото: реальность или иллюзия? Сравниваем фотоаппарат и телефон.

Фотографируем сад. Как снимать весной ?

Фотографируем сад. Как выбрать ракурс?

Мой канал называется "Хюгге на шести сотках". В переводе с датского "хюгге" - умение получать удовольствие от жизни. Я рассказываю о том, как сделать отдых и работу на даче радостью и удовольствием. Фотографирую сама. Красивый сад, простые в уходе растения, удобные клумбы - все, чтобы радовать себя и близких. Пишу о своем участке, который находится на западе Подмосковья.