Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.

826 full reads
2,1k story viewsUnique page visitors
826 read the story to the endThat's 38% of the total page views
4 minutes — average reading time

Мои статьи - для тех, кто решил улучшить свои фотографии, но не знает, как к этому подступиться. Почему не получается? Как снимать красиво? Что делать?!!

Я стараюсь писать теорию на самом простом и понятном уровне, чтобы вы смогли осознать, что в принципе нужно понимать для фотографирования. Сначала рассмотрим основные азы отдельно, а потом - как их вместе применять.

В прошлый раз я писала про свет как основу фотографии, и почему мы вообще оперируем понятиями диафрагмы, выдержки, ISO и светосилы. Потом попробовала понятно рассказать про глубину резкости, а сегодня поговорим про фокусное расстояние. Это основная характеристика любого объектива - не важно, встроен он в телефон, в камеру или продается отдельно.

Что такое фокусное расстояние?

Если по-простому - то это расстояние от точки фокусировки объектива (в которой сходятся лучи) до матрицы цифрового фотоаппарата (или пленки пленочного). Если точка фокусировки находится на пленке или матрице - снимок будет резким.

У верхнего объектива короче фокусное расстояние и шире угол, у нижнего - наоборот. Тут я немного неправильно нарисовала - расстояние на самом деле  считается не до края объектива, а до матрицы фотоаппарата, к которому этот объектив крепится, но пропорция сохраняется в любом случае.
У верхнего объектива короче фокусное расстояние и шире угол, у нижнего - наоборот. Тут я немного неправильно нарисовала - расстояние на самом деле считается не до края объектива, а до матрицы фотоаппарата, к которому этот объектив крепится, но пропорция сохраняется в любом случае.
У верхнего объектива короче фокусное расстояние и шире угол, у нижнего - наоборот. Тут я немного неправильно нарисовала - расстояние на самом деле считается не до края объектива, а до матрицы фотоаппарата, к которому этот объектив крепится, но пропорция сохраняется в любом случае.

Из этой картинки видно, что чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора. Это обусловлено обычной физикой, точнее, даже геометрией. Обратите внимание на картинку - угол обзора и фокусное расстояние всегда связаны обратно пропорционально - иначе и быть не может!
Также по рисунку понятно, что
чем больше фокусное расстояние, тем длиннее должен быть объектив - иначе его чисто физически невозможно сделать!

Фото с сайта pxhere.com, тут наверное споттинг.
Фото с сайта pxhere.com, тут наверное споттинг.
Фото с сайта pxhere.com, тут наверное споттинг.

Объективы с большим фокусным расстоянием называются длиннофокусными, а с очень большим - телеобъективами - они способны сильно приближать объект съемки. В то же время, у них очень маленький угол обзора (иногда буквально 10 градусов).

Объективы с маленьким фокусным расстоянием и широким углом обзора так и называются широкоугольными.

Тут понятно, что будет видеть фотограф (приблизительно), снимая с одной точки разными объективами.
Тут понятно, что будет видеть фотограф (приблизительно), снимая с одной точки разными объективами.
Тут понятно, что будет видеть фотограф (приблизительно), снимая с одной точки разными объективами.

Так как полученное разными объективами изображение проецируется на матрицу одного размера, мы получаем эффект либо приближения (чем больше фокусное расстояние, тем ближе мы сможем рассмотреть объект), либо отдаления.

Слева 135 мм, справа 24 мм (это иллюстрация, а не съемка настоящими объективами)
Слева 135 мм, справа 24 мм (это иллюстрация, а не съемка настоящими объективами)
Слева 135 мм, справа 24 мм (это иллюстрация, а не съемка настоящими объективами)

Картинку такой, какая она есть, передает объектив с фокусным расстоянием 50мм. Все объективы больше 50мм, таким образом, приближают объекты, а меньше - отдаляют. На верхней границе (как максимум приближения и фокусного расстояния) можно представить себе (грубо говоря, потому что фотоаппараты в целом намного сложнее) телескопы, в частности, поэтому они такие длинные. И наоборот, объективы с минимальным фокусным расстоянием способны "собирать" изображение под углом больше 100 градусов, а глубина (длина) у них совсем маленькая.

Какие бывают объективы и для чего используются?

Разные объективы (и разные фокусные расстояния) предназначены для разных целей.

Широкоугольные объективы (10-40 мм) отлично подходят для съемки пейзажей и городов. Чем "шире" объектив, то есть чем больше угол обзора, тем больше интересного может попасть в кадр, но тем больше искажений получается в фотографии. Прямые линии загибаются, вертикали отклоняются. Поэтому снимать такими объективами надо внимательно. Чем ближе снимаемый объект - тем больше искажений в нем будет.

Тут 16 мм, вертикалей нет, но видно, что ближние камни искажены.
Тут 16 мм, вертикалей нет, но видно, что ближние камни искажены.
Тут 16 мм, вертикалей нет, но видно, что ближние камни искажены.

Зато эти объективы очень короткие, плоские, так что некоторые фотографы даже называют их «блинчиками». По размышлении становится ясно, что встроить в телефон или маленький фотоаппарат проще всего широкоугольные объективы, так как они попросту занимают мало места (так обычно и делают). Поэтому телефоны хороши для съемки больших пространств.

Фото на телефон
Фото на телефон
Фото на телефон

А при съемке на телефон близких объектов надо следить за искажениями и применять корректирующие программы, которые исправляют вертикали.

Кривовато! Будем исправлять? Листайте...

Объективы с фокусным расстоянием 50-85 мм обычно снимают максимально естественно. Именно такое фокусное расстояние не вносит искажений и передает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Поэтому это самые универсальные объективы (и мои любимые).

Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.

У настоящих фотографов свой жаргон и названия для каждой группы объективов. Например, объективы с фокусным расстоянием 70-135 мм часто называют "портретниками", потому что они не искажают лицо, и ими хорошо снимать портреты. И не только людей, но и цветов!

Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.

А профессионалы часто используют "телевики" - объективы с фокусным расстоянием 200-400-600 мм и более, они идеальны для съемки удаленных объектов. Хотя всегда большого размера и довольно тяжелые.

Например, мой старший сын снимает таким объективом птичек.
Например, мой старший сын снимает таким объективом птичек.
Например, мой старший сын снимает таким объективом птичек.

Есть и объективы с переменным фокусным расстоянием - в них можно простым поворотом кольца на объективе или нажатием кнопки на корпусе фотоаппарата "приближать" или "отдалять" объекты съемки. Такие объективы стандартны для недорогих фотоаппаратов - менять ничего не надо, ходить тоже, нажал на кнопку - получил результат.

Если у вас есть такой фотоаппарат, проделайте простое упражнение. Выберите объект и сфотографируйте его на разном расстоянии, но так, чтобы он в кадре был одного размера. То есть для каждого снимка отходите все дальше и потом приближайте зумом. Сравните снимки, особенно фон, он будет выглядеть по-разному. Почему?

В телефонах переменное фокусное расстояние (приближение и удаление) организовано не с помощью оптики, а с помощью процессора - так называемый "цифровой зум". Это удобно, но часто сказывается на качестве снимка. Также в современных моделях телефонов бывает не одна, а несколько камер с разным фокусным расстоянием.

Что еще важно?

Чем длиннее фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости. Это значит, что, снимая "широким" объективом, вы легко получите снимки, на которых все объекты резкие.

Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.

А снимая длиннофокусным объективом, вы всегда четко выделяете главный объект - и очень важно сфокусироваться именно там, где нужно! Конечно, и здесь можно получить резкий задний фон, но это сложнее (да и незачем обычно).

Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.

Попробуем сконцентрировать информацию в три предложения. Фон будет иметь разное размытие (профессионалы называют его боке) в зависимости от нескольких факторов:

  • установленной на фотоаппарате глубины резкости;
  • расстояния от фотографа до точки съемки (чем дальше фотограф, тем больше глубина резкости всей картинки и фона в том числе);
  • оптической схемы вашего объектива (некоторые дают вместо ровного размытого фона шестиугольники, это зависит от устройства диафрагмы и того, насколько она прикрыта);
  • фокусного расстояния вашего объектива (чем оно больше, тем более размытый фон вы получите).
135 мм
135 мм
135 мм

Мои статьи о фотографии

Уроки фотографии 2. Основные параметры съемки.

Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.

Уроки фотографии 3. Глубина резкости.

Моя техника для съемки.

Фотографируем сад. Что такое хорошо, и что такое плохо.

Фотографируем сад. Особенности съемки в разную погоду.

Фотографируем сад. Что в кадре?

Сад в жизни и на фото: реальность или иллюзия? Сравниваем фотоаппарат и телефон.

Фотографируем сад. Как снимать весной ?

Фотографируем сад. Как выбрать ракурс?

Мой канал называется "Хюгге на шести сотках". В переводе с датского "хюгге" - умение получать удовольствие от жизни. Я рассказываю о том, как сделать отдых и работу на даче радостью и удовольствием. Фотографирую сама. Красивый сад, простые в уходе растения, удобные клумбы - все, чтобы радовать себя и близких. Пишу о своем участке, который находится на западе Подмосковья.