Почему приемному ребенку сложно в школе?

582 прочитали
Замещающие семьи из разных уголков нашей страны звонят и сообщают психологам фонда о том, что детям тяжело учиться Приемные родители рассказывают, что ребенок  на уроках невнимателен, отвлекается, не

Замещающие семьи из разных уголков нашей страны звонят и сообщают психологам фонда о том, что детям тяжело учиться

Приемные родители рассказывают, что ребенок  на уроках невнимателен, отвлекается, не запоминает материал, ему сложно справляться с домашними заданиями (семья делает их вместе до глубокой ночи), в классе возникают конфликты, ребенок становится объектом травли или, наоборот, сам ведет себя агрессивно.

Психолог фонда «Измени одну жизнь» Джессика Франтова разбирается с тем, что происходит, и как помочь семье и ребенку в такой непростой ситуации.

Поход в школу — испытание не только для приемной семьи. В семейной психологии время, когда ребенок идет в 1 класс, называется кризисным периодом развития семьи.

Дело в том, что школа – это первый большой социальный институт, который будет оценивать, но не только ребенка, а всю семью – кого вы нам привели, справляетесь ли вы. Кроме того, школа «проникает» внутрь семьи – чатами, домашними заданиями, требованиями определенных успехов, соблюдения правил и порядка.

Часто мы можем слышать от семей такое определение: «Живем от каникул до каникул». И ждут каникул, в первую очередь, сами уставшие родители.

Кроме того, в школе появляется оценка. Ребенок сталкивается с тем, что теперь, чтобы быть успешным ему необходимо соответствовать определенным критериям, и это непростое осознание.

К сожалению, в настоящий момент у нас не сформировано представление о том, что для того, чтобы ставить оценку есть позиция Учителя, а Родитель при этом продолжает оставаться тем, кем и был – поддерживающим взрослым, любящим безусловно (т.е. безоценочно).

Родители начинают включаться в ситуацию с уроками, начинают так же требовать от ребенка результатов. Ребенок, чувствуя потерю безусловности, начинает саботировать процесс, в результате тема школы и всего, что с ней связано, становится очень заряженной.

Когда же все вышеперечисленное начинает происходить с приемным ребенком, ситуация принимает драматический оборот. Дело в том, что для ребенка, в истории которого есть потеря, крайне важно наличие взрослого, принимающего безусловно и безоценочно. «Исчезновение» этих качеств у родителей вызывает очень сильную реакцию протеста – и ребенок начинает воевать со школой — ведь она же отняла у него любовь и принятие родителей.

Кроме того, сама по себе ситуация оценки для детей с опытом жестокого обращения, пренебрежения нуждами и т.п. – травматична. Там, где есть сравнение, там, где есть возможность чувствовать себя «лучше других» или «хуже других», зачастую начинаются проблемы.

Ощущение себя как плохого, испорченного, отверженного, к сожалению, частое последствие пережитого опыта. И плохие оценки воспринимаются как подтверждение этого факта.

И в этой ситуации зачастую наступает саботаж по принципу «ну и пусть, ну я так и знал, ну и не получится ничего». Другая реакция – бросить кучу сил на то, чтобы соответствовать любой ценой, быть принятым — тоже оборачивается потерей сил и срывами.

Довершает эту картину тот факт, что пережитая травма имеет влияние на развитие когнитивных функций – мышления, памяти, внимания. Ребенок «выпадает» во время урока и ничего не может с этим поделать – просто перестает понимать, что происходит. Наличие шума, большого количества людей, типичная для казенного учреждения планировка и запахи – есть много причин, которые могут запустить эту реакцию.

Результат один – ребенок не здесь, не на уроке, он проваливается в свои травматические переживания или просто в пустоту – ведь сейчас становится очень небезопасно.

7 способов помочь детям

1. Обеспечьте ребенку максимально маленькую и комфортную школу

Из всех возможных вариантов выбрать тот, который будет предъявлять минимальные требования и уделять максимальное внимание ребенку. К сожалению, зачастую происходит прямо противоположная история – выбирается школа «посильнее», т.к. родители действуют из идеи «наверстать упущенное», и ребенок не выдерживает нагрузки.

2. Поймите, что готовность к школе это больше, чем умение читать, писать, считать

Готовность к школе — умение высидеть урок, выслушать взрослого, спокойно принять неудачу, умение договариваться.

Этим качествам ребенка учат не репетиторы, а опыт общения и игр с другими детьми. Лучшая подготовка к школе — возможность для ребенка наиграться и побыть как можно дольше в безопасной, принимающей семейной обстановке.

Довольно распространенная ошибка – начать ребенка развивать сразу после того, как он приходит в семью. Драгоценный ресурс психики тратится на учебу (хотя и в нормальном развитии учебная деятельность является ведущей только после 7 лет), какое-то время ребенок дает успехи, а потом начинается откат – в самое неподходящее время.

3. Предложите ребенку какую-то иную деятельность, кроме школы, в которой он может быть успешным

Все что угодно: петь, рисовать, играть, лепить.

Нужно место, где ребенок будет чувствовать «у меня получается» и сохранит мотивацию узнавать, исследовать, достигать нового.

И саму жизнь семьи максимально от школы отделить – сохранить свои традиции, свои увлечения и свое время друг для друга. Для обсуждения школьных вопросов оставить оговоренное время и только в него их и обсуждать.

4. Откажитесь от идеи помощи ребенку с уроками

Если ребенок не справляется – пригласите педагога, тьютора. Важно понимать, задача родителей — принимать ребенка, контейнировать его переживания, позитивно отражать, быть рядом. Именно это то уникальное, что может происходить только в семье, это никто не сможет заменять. Учить — это задача учителя. С тьютором ребенок будет именно учиться, а не проверять на прочность отношения, ища ответа на вопрос: «А будут ли меня любить, если я буду получать плохие оценки?»

5. Откажитесь от амбиций

Это сложный, но важный пункт истории — если родителям тяжело от неуспешности ребенка, им не удастся это скрыть, и ребенок это почувствует. Вспомните важных и значимых для вас людей, у которых были сложности с обучением.

Вспомнить, что развитие возможно только из точки покоя – возможно, ситуация изменится, но сейчас она вот такая, и на кону сейчас самое важное — отношения с ребенком. Школа все-таки имеет свойство заканчиваться, а вот ее влияние на отношения внутри семьи огромно.

6. Вспомните себя в школьные годы

Что помогало, что мешало, чего бы хотелось от взрослых? Возможно, ответы помогут лучше понимать ребенка и появятся новые точки соприкосновения. Можно спросить и своих родителей – как им было в это школьное время, что помогало справляться им, а если им тоже было сложно- что бы они изменили сейчас.

7. Обратитесь к специалистам – тематическим психологам для проработки травм ребенка

Зачастую проблемы могут решиться, если проработать травматический опыт.

Ребенку станет проще находиться в некомфортной для него среде (или он перестанет ее таковой ощущать),  и он получит дополнительные силы, которые сможет потратить на исследование открывающегося перед ним мира.

Вы также можете получить бесплатную консультацию специалистов фонда «Измени одну жизнь»

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПСИХОЛОГА