Насколько экологичны электромобили?

Насколько экологичны электромобили?

Если кратко, то очень экологичны. Однако, подключаемые к сети, они по-прежнему оказывают воздействие на окружающую среду. Публикуем гайд по основным проблемам электромобилей и способам их решения.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Электромобиль позиционируется как безопасная замена традиционным автомобилям, использование которых негативно влияет на изменение климата. General Motors заявила, что к 2035 году намерена прекратить продажу новых автомобилей с бензиновым двигателем и легких грузовиков. Также она планирует перейти на модели с батарейным питанием. А Volvo отметила , что представит полностью электрическую линейку автомобилей к 2030 году.

Как производится электричество

Как правило, многие электромобили производят значительно меньше выбросов в атмосферу , вызывающих глобальное потепление, чем бензиновый транспорт. К примеру, электрический Chevrolet Bolt будет производить в среднем 189 граммов углекислого газа на каждую милю, пройденную в течение своего срока службы. Новая бензиновая Toyota Camry, по различным оценкам, производит 385 граммов углекислого газа на милю. А новый пикап Ford F-150 еще менее экономичен и производит 636 граммов углекислого газа на милю.

Однако электромобили получают энергию от электросети США. «Если у вас в Питтсбурге есть электромобили, которые ночью подключаются к электросети и заставляют близлежащие угольные электростанции сжигать больше угля, то пользы для окружающей среды будет не так уж и много», — считает Джереми Мичалек, профессор инженерных наук университета Карнеги-Меллона.

Хорошей новостью для любителей электромобилей является стремление большинства стран «очистить» свои электросети. В США за последние десятилетия коммунальные службы вывели из строя сотни угольных электростанций и перешли на природный газ, ветер и солнечную энергию. В результате, как выяснили исследователи, электромобили тоже стали намного чище.

Насколько экологичны электромобили?

«Если мы сможем сделать наши сети безуглеродными, то выбросы от транспортных средств резко снизятся, — сказала Джессика Транчик, доцент кафедры энергетических исследований в Массачусетском технологическом институте. — А у лучших гибридов, сжигающих бензин, все равно будет базовый уровень выбросов, ниже которого они не смогут опуститься».

Сырье может быть небезопасным

Как и многие другие батареи, литий-ионные элементы, которыми питается большинство электромобилей, зависят от сырья, такого как кобальт и редкоземельные элементы.

При добыче кобальта образуются опасные хвосты и шлаки, которые могут попадать в окружающую среду . Исследования показали, что кобальт и другие металлы оказывают сильное воздействие на близлежащие поселения людей , в особенности на детей. Для извлечения металлов из руд также требуется плавка, при которой может выделяться оксид серы и другие газы, вызывающие загрязнение воздуха.

До 70% мировых запасов кобальта добывается в Республике Конго, значительная часть — на нерегулируемых «кустарных» шахтах, где рабочие выкапывают металл из земли. По словам правозащитных организаций, горняки используют только ручные инструменты, поэтому их здоровье и безопасность всегда в зоне риска.

Литий добывается либо в Австралии, либо на солончаках в Андских регионах Аргентины, Боливии и Чили, где для откачки соляных растворов используются большие объемы грунтовых вод. Вода, необходимая для изготовления батарей, делает производство электромобилей примерно на 50% более водозатратным , нежели производство традиционных двигателей внутреннего сгорания.

На данный момент автопроизводители взяли на себя обязательство исключить «кустарный» кобальт из поставок, а также заявили, что они будут разрабатывать батареи, в составе которых кобальта не будет. По словам Микаэля Даудина из НКО Pact, работающего с горнодобывающими компаниями в Африке, эта технология все еще находится на стадии разработки.

Даудин уверен — производители должны уменьшить негативное воздействие процесса добычи сырья на окружающую среду и убедиться, что горняки работают в безопасных условиях. По его словам, если компании будут брать на себя ответственность за организацию процесса, появление электромобилей станет отличной перспективой для всего мира. Но если этого не произойдет, «они поставят под угрозу окружающую среду и жизни многих горняков».

Насколько экологичны электромобили?

Переработка могла бы быть и лучше

По мере того, как электромобили устаревают, скапливается очень много использованных батарей, которые нужно или перерабатывать, или уничтожать. 99% свинцово-кислотных аккумуляторов в США перерабатываются, тогда как расчетный уровень переработки литий-ионных аккумуляторов составляет около 5% .

Эксперты отмечают, что использованные батареи содержат ценные металлы и другие вещества, которые можно восстановить и использовать повторно. Однако во время переработки аккумуляторов также могут затрачиваться большие объемы воды и выделяться вещества, загрязняющие атмосферу.

«Процент перерабатываемых литиевых батарей очень низок, но со временем он будет расти», — считает Раденка Марич, профессор факультета химической и биомолекулярной инженерии университета Коннектикута.

Иной выход из этой ситуации — дать аккумуляторам вторую жизнь в хранилищах. «Что касается автомобилей, когда аккумулятор опускается ниже 80% своей емкости, запас хода сокращается, — сказал Амол Фадке, старший научный сотрудник школы государственной политики Голдмана Калифорнийского университета в Беркли. — Но это не является препятствием для стационарного хранения».

Различные автопроизводители, в том числе Nissan и BMW, уже пытаются использовать старые аккумуляторы. General Motors заявила, что разрабатывала свои аккумуляторные блоки с учётом дальнейшего использования. Исследователи Массачусетского технологического института обнаружили, что, если все будет сделано правильно, использованные автомобильные аккумуляторы можно будет использовать в течение десяти или более лет в качестве резервного хранилища солнечной энергии.

Перевод: Горбатенкова Анастасия, "Частный корреспондент".