4794 subscribers

Альтернативно-религиозный мир «Мастера и Маргариты»

1,5k full reads

Персонаж Достоевского пришёл к выводу, что если Бога нет, то всё дозволено. А если он есть, но ограничился ролью творца и больше не вмешивался в происходящее? Такой версии придерживались деисты, это учение было популярным среди образованной европейской публики перед Великой Французской революцией. Надо учитывать, что пропаганда атеизма в ту эпоху во многих европейских странах всё ещё оставалась государственным преступлением. Да и вот так сразу отказаться от фигуры всемогущего Творца, придавшего первоначальный толчок миру, для многих было психологически трудно. А вот в XX веке, как известно, о деизме уже редко вспоминали, зато атеизм в Советском Союзе стал государственной религией.

Два московских атеиста. Кадр из фильма Юрия Кары, 1994 г.
Два московских атеиста. Кадр из фильма Юрия Кары, 1994 г.

Предпосылки деизма можно найти в самой Библии. Бог и Сатана ведут спор о том, каковы мотивы человека по имени Иов, прославленного своим благочестием. Далее проводится эксперимент — Бог не вмешивается, предоставляя Сатане полную свободу делать с Иовом что угодно. Схожая история рассказана Гёте в его интерпретации средневековой легенды о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу. Бог и Мефистофель, один из адских духов, ведут спор о душе достопочтенного доктора. Как и в случае с Иовом, Бог даёт возможность Мефистофелю заняться Фаустом, а сам не вмешивается. Но в этот раз чёрт действует прямо противоположным образом, чем в истории Иова — он исполняет все желания Фауста, рассчитывая тем самым совратить его с пути истинного.

Фауст и Мефистофель, современная иллюстрация.
Фауст и Мефистофель, современная иллюстрация.

Глядя на разнообразные ужасы, творившиеся на протяжении всей истории человеческого общества, многие люди приходили к выводу, что Бог отвернулся от людей и больше не помогает им. Либо же по какой-то причине не может этого сделать. Концепция бессильного бога не вписывалась в традиционную трактовку библейских текстов, да и религию на такой основе создать затруднительно, поэтому никакого следа в истории эта версия христианства не оставила, будучи уделом отдельных разочарованных одиночек. Так было до Михаила Афанасьевича Булгакова.

Иешуа, кадр из сериала Бортко. 2005 г.
Иешуа, кадр из сериала Бортко. 2005 г.

В мире романа «Мастер и Маргарита» читатель видит именно такого бессильного бога. Как и Христос из Евангелий, Иешуа Га-Ноцри был богом, воплотившимся в человеческом теле. Он так же добр и видит самое лучшее даже в заведомых палачах вроде Крысобоя. Однако есть весьма существенная разница. В Евангелиях Иисус знал о предательство Иуды и даже намекнул об этом своим ученикам во время Тайной Вечери. Те намёка не поняли, что неудивительно, ведь если бы Иуде помешали, пророчество о казни Христа не исполнилось бы. В любом случае, Иисус понимал, что в это время происходит и почему.

Рукопись Мастера. Современная реконструкция.
Рукопись Мастера. Современная реконструкция.

А вот в тексте, сочинённом булгаковским Мастером, Иешуа не понимает, зачем Иуда пригласил его к себе и даже во время разговора с Понтием Пилатом не осознаёт, что оказался под арестом из-за Иуды. Также он не понимает, что его вскоре казнят, смертный приговор оказывается для него сюрпризом. Мастер в своём творении показал мир абсолютно доброго, но бессильного бога. Позже выясняется, что Иешуа, уже вернувшийся на небеса, не обладает властью и над Воландом. Он вынужден просить последнего, обращаясь к нему через Левия Матвея, устроить судьбу Мастера, то есть убить и его, и Маргариту, и забрать обеих в верхний круг ада.

Московская улица 1930-х.
Московская улица 1930-х.

Бог, которым в мире романа является Иешуа, не действует и в посюстороннем мире, то есть показанной Булгаковым Москве 1930-х. Этот бог даже не знает о тексте Мастера, который активно обсуждался в советской прессе — Левий Матвей сообщает, что он был прочитан, лишь в самом финале. А без точного знания ситуации, разумеется, невозможно никакое позитивное влияние на неё. Поэтому булгаковский Иешуа вынужден передать всю власть над людьми Сатане, который как раз очень даже интересуется всем происходящим в людском мире.

Свита Воланда. Современная иллюстрация.
Свита Воланда. Современная иллюстрация.

В своём великом романе Булгаков наглядно показал мир, в котором Бог пассивен, а действует исключительно дьявол. Притом действует в своей обычной манере, выполняя свою классическую функцию — карать негодяев. Даже в Москве, которую он посетил в общем-то в познавательных целях (а также для развлечения, в том числе на очередном балу в Вальпургиеву ночь, на котором все представительские функции переданы человеку Маргарите), и он сам, и его свита не могут удержаться от того, чтобы не наказать подвернувшихся под руку подлецов. Бог же при этом не делает ничего, предоставив людям обходиться без него.

Бюст императора Тиберия.
Бюст императора Тиберия.

Помимо прочего, в романе наглядно показано, что в отсутствие бога его функции вынуждена взять на себя людская власть. Притом произвол этой власти в лице как императора Тиберия, так и коммунистических правителей XX века, не ограничивает никто и ничто, кроме дьявола, то бишь Воланда. Да и тот появляется в мире живых ненадолго — в романе он пробыл в Москве меньше недели.