4631 subscriber

Боги тьмы фэнтезийных миров.

273 full reads
362 story viewsUnique page visitors
273 read the story to the endThat's 75% of the total page views
2 minutes — average reading time

С точки зрения авторов и читателей произведений в жанре фэнтези, функции разнообразных тёмных существ любого ранга вполне очевидны — создавать героям трудности, которые те будут героически преодолевать. А также творить злодейства, за которые герои будут мстить. И олицетворять угрозу мирным жителям, которых герои будут защищать. Одним словом, работать вечным двигателем сюжета повести, романа, а то и целой эпопеи. Но какова их роль внутри мира, а не для читателя подобных книг?

Гремлин, персонаж одноимённого фильма.
Гремлин, персонаж одноимённого фильма.

Возьмем обычного орка, гоблина или ещё какого гремлина. Он, как и любое другое живое существо, просто пытается выжить в неблагоприятных внешних обстоятельствах. Люди, эльфы и прочие «хорошие» расы для него то же самое, что травоядные для хищника — природная добыча. Она может быть опасной, но в целом, если избегать профессиональных воинов (в особенности же приключенцев, которым подыгрывает автор, сценарист или DM), человеческие (эльфийские, гномьи) поселения для злодейских рас являются тем же, что и стада зебр для львов. То есть источником пропитания (и ценного лута, конечно).

Типичный тёмный властелин.
Типичный тёмный властелин.

Мотивация всяческих тёмных властелинов, а также лиц, стремящихся таковыми стать, также совершенно понятна. Они, как и любой политик или бизнесмен, стремятся к власти и могуществу. Для этого им нужен контроль над максимально возможным количеством ресурса, в первую очередь кадрового. Кстати, именно по этой причине злодеи могут не стремиться обязательно и непременно поубивать всех светлых рыцарей. Ведь это же потенциально (если удастся склонить их на свою сторону) ценнейшие сотрудники! Вспомнить хотя бы юного Анакина Скайуокера в «Звёздных войнах», насколько он оказался полезен Палпатину в виде Дарта Вейдера. К сожалению, сами тёмные властелины не всегда обладают должным талантом убеждения, а их HR-службы почему-то работают из рук вон плохо.

Аид в представлении художника.
Аид в представлении художника.

А вот различные боги тьмы и хаоса в фэнтезийных мирах имеют иную, нечеловеческую мотивацию. В первую очередь следует определиться с их ролью в мироздании. Это могут быть божества, исполняющие не слишком приятную для жителей этого мира, но необходимую функцию. Вроде гаишников или прокуроров в нашем мире, они могут следить за порядком — примерно таковы были функции Аида и прочих богов из различных земных мифов, отвечавших за потустороннюю часть реальности.

Один из богов вселенной Warhammer.
Один из богов вселенной Warhammer.

Второй возможный вариант — боги являются либо проекцией, либо источником каких-то человеческих (а также нечеловеческих, то бишь эльфийских, хоббичьих и т.д.) эмоций, страстей, чувств. Таковы боги Хаоса в «Вархаммере», их породили эмоции разумных существ, из-за которых изначально нейтральный Имматериум стал обителью кошмаров. Примером может служить и христианский Дьявол, который сам является источником и причиной всех людских грехов. В таких пантеонах искать рациональные мотивы действий злых божеств бесполезно, они просто являются воплощениями некоей негативной эмоции (или целого комплекса).

Йог-Сотот у Лавкрафта.
Йог-Сотот у Лавкрафта.

Особый случай представляют заведомо непостижимые божества, описанные, к примеру, Лавкрафтом. Они могут вообще не подозревать о существовании людей, но при этом нести им зло. А могут знать о людях и действовать среди них прямо либо опосредованно. Но поскольку логика поступков таких богов принципиально недоступна, героям остаётся лишь пытаться избавить мир людей от влияния этого патогенного фактора.

«Нет, валары, всё не так...»
«Нет, валары, всё не так...»

Но можно представить тёмных богов, стремящихся к вполне понятной и заведомо рациональной цели. Что общего у всех миров, описанных в фэнтези (да и реального мира тоже)? Эти миры несовершенны. Они не являются райскими, живущим в них разумным существам приходится бороться за существование. Между тем, все эти миры либо изначально были кем-то сотворены, либо подконтрольны каким-то богам, имеющим над ними неограниченную власть. И творцы/властители этих миров либо не могут, либо не хотят сделать свой мир идеальным. То есть, с точки зрения любого разумного существа, сострадающего обитателям этих миров, правящих «светлых» богов (либо творцов данных миров), невозможно назвать одновременно всемогущими и благими.

Варда Элберет. Судя по её лицу — из реальности «Чёрной книги Арды» Ниенны и Иллет.
Варда Элберет. Судя по её лицу — из реальности «Чёрной книги Арды» Ниенны и Иллет.

Если миром правят неблагие божества, то их необходимо свергнуть, это совершенно очевидная и вместе с тем высокоморальная задача. Если же они благие, но не могущие осчастливить население мира, значит задача сотворения мира выполнена не до конца. Мир необходимо исправить, привести его в состояние воплощённого рая. Для чего нужно мир коренным образом перестроить. Однако с точки зрения простых обывателей из любой реальности, такой переустроитель будет казаться воплощением зла, поскольку в процессе заведомо пострадают обычные смертные. Более того, сам фундамент мироздания (она же Ткань Бытия, они же Корни Мира) будет изменён. Или даже полностью переделан.

Мелькор. Фанарт.
Мелькор. Фанарт.

Подобный одержимый благой целью бог в глазах не только неблагих правителей данной реальности, но и простых обывателей, заведомо выглядит Чёрным Врагом Всего Мира. И отношение к нему будет соответствующим. Значит, в свою команду реформатору придётся набирать либо отбросы общества (которым плевать на сопутствующие переделке мира разрушения), либо заведомых злодеев, которых интересует не результат, а процесс. Возможно, кого-то из разумных существ светлых рас удастся переубедить, но таковых вряд ли будет много. К тому же им ведь тоже в процессе переустройства мира потребуется убирать с дороги преграды. К чему это приводит на практике — двадцатый век нашей истории продемонстрировал более чем наглядно.