4376 subscribers

Миры разумных зверей в мультфильмах.

6,7k full reads
9k story viewUnique page visitors
6,7k read the story to the endThat's 74% of the total page views
1 minute — average reading time

С самого зарождения мультипликации как жанра зрителю показывают миры, в которых различные животные (птицы, рептилии) ходят на двух ногах, пользуются верхними конечностями как руками и ведут обычную человеческую жизнь. В этом мультфильмы являются прямым продолжением сказок. Долгое время мультипликационные миры копировали человеческий настолько, что на праздничном столе у разумных уток могло стоять блюдо с жареной уткой. Однако со временем ситуация стала меняться. Во-первых, с какого-то момента разумные звери стали жить и в обычном, людском мире (например, в сериале «Том и Джерри» и таком известном полнометражном мультфильме как «Спасатели в Австралии»).

Живая авиация. Кадр из мультфильма «Спасатели в Австралии», 1990 г.
Живая авиация. Кадр из мультфильма «Спасатели в Австралии», 1990 г.
Живая авиация. Кадр из мультфильма «Спасатели в Австралии», 1990 г.

Во-вторых, сценаристы стали создавать куда более продуманные и масштабные мульт-вселенные. Диснеевский сериал «Чудеса на виражах» отнюдь не является копией нашей реальности 1930-х годов, это полноценный мир авиационного дизельпанка, похожий на вселенную фильма «Небесный капитан и мир будущего». В-третьих, когда в развитых странах обратили внимание на проблемы разнообразных меньшинств, качественную разницу между различными биологическими видами начали наконец-то замечать и в мультфильмах.

Разница в размерах разумных животных разных видов в «Зверополисе».
Разница в размерах разумных животных разных видов в «Зверополисе».
Разница в размерах разумных животных разных видов в «Зверополисе».

Примерами серьёзного отношения к вопросам межвидового взаимодействия можно назвать диснеевский «Зверополис» (Zootopia) и аниме-сериал «Выдающиеся звери» (Beastars). В них поставлены две важных проблемы: разница в психологии и физиологии между хищниками и травоядными, а также разница между животными мелкими и крупными. Вторая проблема на сюжет особо не влияет, в мирах этих мультфильмов её успешно решают созданием в «большом» мире удобств для звериной мелочи: дверей, транспорта и мебели подходящего для них размера. А вот первая (её культурные и социальные аспекты, вроде предубеждений по отношению к хищникам) служит основным двигателем сюжета.

Хищники и травоядные в дикой природе.
Хищники и травоядные в дикой природе.
Хищники и травоядные в дикой природе.

В «Зверополисе» мельком затрагиваются ещё пара проблем: разных типов нервной системы и связанной с этим скорости мышления и реагирования (эпизод с ленивцами, работающими в управлении дорожной службы), а также различной социальности. К примеру, лемминги являются идеальными корпоративными работниками, а носороги и прочие крупные сильные существа работают в полиции. Крольчихе же, мелкой и слабой, приходится прилагать нечеловеческие усилия, чтобы её стали воспринимать всерьёз.

«Ты увела моего парня! Мы с ним и так представители вымирающего вида, из-за таких, как ты!»
«Ты увела моего парня! Мы с ним и так представители вымирающего вида, из-за таких, как ты!»
«Ты увела моего парня! Мы с ним и так представители вымирающего вида, из-за таких, как ты!»

В аниме «Выдающиеся звери», заведомо рассчитанной на более взрослую аудиторию, можно увидеть ещё две важные социальные проблемы. Это природная разница в сексуальном поведении различных видов (кроликам свойственно легко относиться к половым связям, в отличие от моногамных видов), а также проблема влияния гормонов и биологически обусловленных триггеров на психику разумных хищников. Например, кровь мелкого травоядного для хищника является природным допингом, приводящим к вбросу в кровь адреналина.

Чувства кролика, когда он видит обедающего волка. Кадр из аниме «Выдающиеся звери».
Чувства кролика, когда он видит обедающего волка. Кадр из аниме «Выдающиеся звери».
Чувства кролика, когда он видит обедающего волка. Кадр из аниме «Выдающиеся звери».

В мире «Зверополиса» проблема питания хищников не раскрыта вовсе, а вот несчастным плотоядным мира «Выдающихся зверей» приходится довольствоваться соевыми заменителями, поскольку сам вид хищника, который ест мясо, вызывает у любого мелкого травоядного шок, а у крупного — ярость. К сожалению, проблему разной стайной и стадной психологии, и вызванные этим сложности с социализацией, в аниме практически не коснулись. А ведь асоциальные виды, вроде кошачьих, в таком обществе должны испытывать огромные трудности, в то время как у стадных существ будет заведомый социальный бонус, усиленный культурными шаблонами типа «овцы и коровы намного лучше работают в коллективе, чем тигры».

Каково приходится несоциальным видам в такой толпе?
Каково приходится несоциальным видам в такой толпе?
Каково приходится несоциальным видам в такой толпе?

Ещё одна проблема, которая неизбежно возникла бы, но в мультфильмах игнорируется, это различные годовые и суточные циклы. Допустим, у разумных видов нет весеннего гона и их половое поведение не зависит от сезонов. Медведи, сурки и прочие виды, которые в природе на зиму впадают в спячку, при переходе к разумному состоянию могли измениться и теперь им этого не требуется. Однако проблема дневных и ночных видов никуда не денется.

Кролику под ярким солнцем будет комфортно. А лемуру?
Кролику под ярким солнцем будет комфортно. А лемуру?
Кролику под ярким солнцем будет комфортно. А лемуру?

Даже у людей «совы» никак не договорятся с «жаворонками», а ведь формально они принадлежат к одному биологическому виду и физиология организма у них в целом одинакова. А вот заведомо разные виды, у которых всё (зрение и прочие органы чувств, активность гормональной системы, базовые инстинкты и рефлексы) заточено на дневную или ночную жизнь, попросту не смогут жить в едином суточном ритме. Причём для общества это вовсе не плохо, есть же в нашем мире дневные и ночные рабочие смены. Но наша городская жизнь как днём, так и ночью, рассчитана на единое восприятие. Поэтому человеческие города по ночам ярко освещены — по крайней мере в центре. А вот в мирах разумных животных ночным существам такое освещение не только не нужно, но заведомо вредно для их зрения.

Могут ли вместе оперировать пациента хирурги с разным зрением?
Могут ли вместе оперировать пациента хирурги с разным зрением?
Могут ли вместе оперировать пациента хирурги с разным зрением?

Вести совместные дела видам с разной суточной активностью будет заведомо сложнее, что также скажется на социальной структуре общества. Также возникнут неизбежные проблемы из-за разной остроты зрения (попробуйте сделать табло в аэропорту, одинаково удобное для землеройки и орла), разного обоняния и т.д. Остаётся надеяться, что когда-нибудь эти вопросы также будут отражены мультипликаторами.