Нейронные сети и проблемы воспитания.

21 June

Многие писатели-фантасты двадцатого века, писавшие про общество будущего, пытались решить одну фундаментальную проблему. Семья, и тем более государство, перестали справляться с воспитанием подрастающего поколения. Дело не в том, что люди стали хуже — просто мир вокруг них изменился. То, чему учат родители своих чад, гарантированно не подойдёт для обустройства в новом мире. Хуже того, сделает самых лучших из детей, воспитанных в традициях прошлых поколений, изгоями в обществе завтрашнего дня.

Вчера трудный подросток, завтра — нигилист.
Вчера трудный подросток, завтра — нигилист.

И это не банальная проблема отцов и детей, известная с древнейших времён (ещё безымянный вавилонский автор на клинописной табличке жаловался, что новое поколение утратило стыд и непочтительно к старшим). Просто представления людей о должном и правильном поведении устаревают с невиданной ранее скоростью. Родители, чувствуя, что контроль над детьми ускользает, бесятся и пытаются привести своих отпрысков к тому, что они считают нормой. Результатом становятся искалеченные судьбы и хорошо ещё, если не физические и психологические травмы. Где выход из этой ситуации?

Не все школьные развлечения безобидны.
Не все школьные развлечения безобидны.

На школу и прочие учебные заведения надежды нет. С одной стороны, они не менее консервативны и потому не помогают адаптироваться в изменившейся социальной среде, скорее наоборот. С другой, класс из нескольких десятков учеников волей-неволей приходится приводить к общему знаменателю, что сказывается на самых активных и выдающихся своим интеллектом подростках не лучшим образом. С третьей, в таких учреждениях стихийно формируются детские коллективы, нравы которых мало отличаются от пресловутой армейской «дедовщины». Поэтому действительно талантливому ребёнку лучше всего держаться от сверстников подальше.

Даже в мире «Полдня» Стругацких бывали явные педагогические неудачи.
Даже в мире «Полдня» Стругацких бывали явные педагогические неудачи.

Для фантастов-коммунистов решение проблемы было очевидным — школы-интернаты. Увы, практика показала, что подобное воспитание даёт ещё худшие результаты, чем семейное. Выпускники интернатов, согласно беспристрастной статистике, в среднем зарабатывают меньше, а вот разводятся, спиваются и попадают в тюрьму чаще, чем выходцы из нормальных семей. Вполне возможно, что талантливые педагоги, если в классах будет не больше пяти-семи учеников и если этих учеников предварительно специально отобрать, смогли бы воспитать полноценных личностей. Но где взять столько действительно талантливых учителей? Как и любой талант (литературный, музыкальный и т.д.), по заказу он не возникнет, это редкая удача. Массово генерировать таланты человечество пока не умеет и неизвестно когда научится.

Семейное насилие или госконтроль —  что страшнее?
Семейное насилие или госконтроль —  что страшнее?

Вместе с тем, эти же фантасты вполне справедливо заметили, что среди обычных родителей приличных воспитателей или даже просто людей, искренне любящих своих отпрысков и имеющих достаточно свободного времени для занятий с ними, крайне мало. Зато пьяниц и подонков, отрывающихся на беззащитных детях, слишком много. Некоторые современные государства пытаются решить эту проблему с помощью так называемой «ювенальной юстиции», но это лекарство в некоторых случаях оказывается хуже болезни. Где же выход?

Уже сейчас искусственный интеллект легко отслеживает все социальные связи каждого человека.
Уже сейчас искусственный интеллект легко отслеживает все социальные связи каждого человека.

А почему бы не задействовать возможности активно развивающегося сейчас искусственного интеллекта на базе нейронных сетей? Если они уже умеют анализировать вкусы и пристрастия потребителей, подсовывая им рекламу специально подобранных товаров, что мешает для каждого конкретного ребёнка найти подходящих воспитателей? Технология-то давно отработана. Вот у нас есть личность с определённым психологическим профилем. Берётся весь массив данных по всем взрослым, отбираются подходящие, получается список потенциальных неформальных воспитателей. У современных детей есть свободное время, в которое они могут общаться с этими наставниками, остаётся лишь свести их вместе.

А вы в детстве мечтали о взрослом друге, который бы вас понимал?
А вы в детстве мечтали о взрослом друге, который бы вас понимал?

Конечно, нужно ещё и желание обеих сторон. Ну так и с этим особых проблем не возникнет. Очень многие взрослые страдают от одиночества. Некоторые из них не против пообщаться с подростком или ребёнком, если конечно тот вызовет у этого взрослого интерес. Но сводить их вместе посредством социальных сетей или приложений для мобильного было бы неправильно. Для этого нужен посредник, человек, который сумеет заинтересовать обе стороны друг другом. Подобрать такого посредника для каждого конкретного случая сможет тот же искусственный интеллект.

Фото с сайта, рекламирующего услуги нянь.
Фото с сайта, рекламирующего услуги нянь.

Тут возникает вопрос с родителями — не будут ли они против? Мало кому понравится, что его сын или дочь проводят время с непонятно откуда взявшимся взрослым человеком. Но многие родители мечтают, чтобы их дети проводили время с пользой и при этом не мешали им. А богатые и вовсе нанимают нянек, гувернанток и т.д, чтобы было кому посидеть с их детьми в то время, когда родители заняты. Так что и данный вопрос вполне решаем, достаточно совместить оба желания. Если у родителей будет гарантия, что общение с данным конкретным человеком пойдёт на пользу их отпрыску, то это станет решением многих бытовых семейных проблем.

Посредники полезны не только в бизнесе.
Посредники полезны не только в бизнесе.

Разумеется, здесь тоже придётся задействовать живых посредников. Возникает вопрос — где их набрать в нужном количестве? Сделать это профессией? Можно, но нет гарантий, что туда пойдут люди с нужными качествами и что они будут относиться к своей работе со всем старанием. Поэтому таких посредников также придётся воспитывать из предрасположенных к такой деятельности личностей. Этим займётся та же нейронная сеть, методом простейшей дрессировки: человеку даются элементарные задания, их качественное выполнение поощряется. Кроме того, человек получает психологическое подкрепление за любое проявление правильного поведения. Неважно, под каким соусом это будет осуществляться, главное здесь сам принцип.

Опыт плюс энергия юности — идеальное сочетание.
Опыт плюс энергия юности — идеальное сочетание.

Таким образом многими детьми, родители которых заведомо не в состоянии их нормально воспитать, займутся совсем другие люди, специально подобранные высокоэффективным и беспристрастным искусственным разумом. А многие взрослые и пожилые обретут занятие, которое заполнит их досуг и заодно создаст ощущение востребованности. Не говоря уже о том, что само по себе активное общение с детьми и молодёжью крайне полезно для людей старшего поколения. Возможно, со временем придумают и другие методы решения проблемы воспитания, а пока что предложенная схема представляется наиболее реалистичной, выгодной и гуманной.