2243 subscribers

Люди как боги

131 full read

«Ювенильное море» в МХТ – первая постановка повести Платонова на сцене. Как ни парадоксально, комедия.

Алексей Краснёнков и Евгений Перевалов в спектакле "Ювенильное море", режиссёр Наталья Назарова, 2020
Алексей Краснёнков и Евгений Перевалов в спектакле "Ювенильное море", режиссёр Наталья Назарова, 2020

Настоящий юмор рождается из противоречия: герой думает о себе одно, но на самом деле он совершенно другой. И чем больше величина этого несоответствия, тем смешнее и трагичнее. В спектакле «Ювенильное море» люди решают занять место богов – оно по случаю оказалось свободным.

Где-то на окраине мира, где столько песка, что кажется, будто это другая планета, происходят события «Ювенильного моря» Андрея Платонова. Это сухие степи и пустыни юго-востока России, на границе с Казахстаном. Там в совхозе «Доброе начало» обитают люди – наивные и искренние в своем деятельном желании жить по-новому. Они и сами песчинки, едва ли важнее коров, которых необходимо вырастить столько, чтобы мяса было вдоволь. Коровам, а не людям в первую очередь предназначается столь драгоценная в пустыне вода. Но это не мешает людям чувствовать себя богами.

"Ювенильное море", режиссёр Наталья Назарова, 2020
"Ювенильное море", режиссёр Наталья Назарова, 2020

Сложный язык Андрея Платонова в спектакле Натальи Назаровой наполняется воздухом и смехом, становится игровым. Трагическое и комедийное оказываются спаянными вместе, а во взгляде на персонажей проступает нежность и теплота. Нам, сегодняшним, трудно понять тех, кто жил в двадцатые годы, – мы циничнее, разочарованнее, приземленнее. Мы слишком хорошо сознаем пределы своих возможностей.

А они пока не осознали. И этим ощущением безграничности собственных сил, этим удивительно свежим восприятием мира герои Платонова напоминают детей. Бывший кочегар Антон Иванов (Алексей Красненков) бродит по степи с нимбом над головой, работающим от батареек. «Вижу, место бога не занято, вот и решил… – объясняет он инженеру Николаю Вермо, направляющемуся по разнарядке в совхоз «Доброе начало». – Проповедую святую коллективную жизнь, добился неплохих результатов. Только батарейки все время садятся».

Николай Вермо - Евгений Перевалов
Николай Вермо - Евгений Перевалов

Искры сыплются от электрического нимба над головой кочегара. Но не один лишь Антон Иванов бог на этой земле. Край земли «Ювенильного моря» – это Азия с примесью Древней Греции: для режиссера важными стали слова философа Алексея Лосева, писавшего, что Советское государство в первые десятилетия своего существования было вовсе не материалистическим, а религиозным – античным государством языческого типа.

Кемаль - Павел Ващилин
Кемаль - Павел Ващилин

Кузнец Кемаль (Павел Ващилин) похож на бога огня Гефеста. Кемаль так могуч, что выковал солнце: огромный, отливающий красной медью диск рукотворного светила громоздится теперь над пустыней. «Природное солнце без дисциплины живет, хочет – светит, хочет – нет. А это солнце наше, послушное», – объясняет Кемаль. И когда влюбленные обнимают друг друга, Кемаль, трогательно растопырив руки, припадает щекой к своему детищу, своему светилу.

Впрочем, любит и он – лучшую доярку Айну (Алена Хованская). Кроткая, со смиренным голосом, с длинными, черными косами, ниспадающими на белые одежды, Айна – настоящая Персефона, богиня царства мертвых. Не по силам ей оказалось перевыполнение плана, и Айна покончила с собой, а теперь бродит среди живых, смущая их своими речами. И активно участвует в собственной панихиде, ведь некоторые выступающие так хорошо говорят – нельзя не заслушаться.

Федератовна - Юлия Чебакова
Федератовна - Юлия Чебакова

Настоящая богиня этого места – Федератовна (Юлия Чебакова). Возможно, даже главная, верховная – как Гера, супруга Зевса. Про нее у Платонова написано «партийная старушка», но какая же она старушка, эта статная, красивая женщина с зычным голосом, из идейных соображений поменявшая простое отчество Кузьминишна на идейное Федератовна? Она во все вникает без устали, и, пока не покинет ее вдохновение, не отчаются и совхозники. Вот только нет у Геры своего Зевса в этом царстве песка, где все решает женщина. Ведь не Зевс же запуганный бывший председатель совхоза Умрищев (Николай Сальников), который постоянно твердит, что главное в этой жизни – не соваться. Умрищев никогда никуда не суется, а Федератовна только это и делает – поистине противоположности сходятся.

Надежда Бестолаева - Вероника Васант, Верещасный - Иван Дергачев
Надежда Бестолаева - Вероника Васант, Верещасный - Иван Дергачев

У советской Афродиты Надежды Босталоевой (Вероника Васант) должность очень серьезная – секретарь партячейки, а затем и председатель совхоза, но на самом деле она богиня любви. А потому любой мужчина, к которому Надежда обращается со своими неотложными нуждами (дать совхозу гвоздей или динамомашину), мгновенно теряет дар речи и начинает мечтать о женском тепле. Будь то привыкший к бесконечным просьбам населения ответственный исполнитель Верещасный (Иван Дергачев) или романтичный Главный инженер (Никита Карпинский). Но богу богову, и Афродита выбирает Аполлона – Николая Вермо (Евгений Перевалов), изобретателя и музыканта, мечтающего каждого человека отобразить в звуке, передать его неповторимое звучание.

Есть в совхозе «Доброе начало» и богиня плодородия Деметра – Кухарка (Мария Сокова). Одному Зевсу известно, как этой практичной, здравомыслящей женщине удается прокормить усталых работников, тем более что муж ее, зоотехник Високовский (Артем Соколов), считает, что животные куда важнее людей. И гораздо более достойны воды, еды и прочих благ, чем двуногие.

Каждый из обитателей этого знойного мира на виду, у каждого актера есть свое соло. Все здесь построено на игре, оттенках, мерцании – и в оформлении тоже. «Под обжигающим солнцем меняются не только люди, но и предметы, – говорит художник спектакля Юлиана Лайкова. – Меняются ткани, пропустившие через себя испепеляющие лучи. Ткани выцветают, приобретают оттенок этой земли, как и она, изменяются от соприкосновения с придуманным людьми миром механизмов. Они теряют свою первоначальную плотность, грубость, становятся акварельными, переливающимися».

Упоев - Артём Волобуев
Упоев - Артём Волобуев

Есть лишь одно радикально темное пятно в этом цветном переливчатом мире. Секретарь райкома товарищ Упоев (Артем Волобуев), целиком, от потертой кожанки эпохи военного коммунизма до начищенных сапог, облаченный в черное. Но и в этом человеке, который так легко выхватывает наган и пускает его в дело, есть объем, и в нем живет тоска по любви. Время, которое обожало агитацию, лозунги и выдумало свой новояз, гениально переданный Платоновым, вовсе не было черно-белым, плакатным.

ПОДРОБНОСТИ О СПЕКТАКЛЕ НА САЙТЕ MXAT.RU

#МХТ #ТЕАТР #ПЛАТОНОВ #ЮВЕНИЛЬНОЕМОРЕ #КУЛЬТУРА