103 subscribers

«Парад - это военная истерия»

1,2k full reads
1,4k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 84% of the total page views
7 minutes — average reading time

Дмитрий Чернышев - один из самых известных блогеров в LiveJournal, больше известный как mi3ch. В 2016 году Роскомнадзор чуть не заблокировал его блог за посты об Украине. Сейчас Дмитрий издал три книги, пишет про пацифизм, и регулярно читает лекции в университетах и общественных пространствах. ЧЧ удалось выловить Дмитрия Чернышева после лекции в антикафе «Небо», чтобы поговорить про недостатки современного образования, победобесие и свободу слова России.

Про современную среднюю школу

«Парад - это военная истерия»

Меня учили по прусской системе образования. Это когда весь класс молчит, все сидят неподвижно, а что самое страшное - пока самый тупой не поймет, класс не движется дальше. И это катастрофа: под самого тупого подгонять всех. Мне кажется, нужно отказаться от деления детей по возрастам. Ребенок должен развиваться с максимально доступной скоростью. То есть если у него хорошо идет математика - пусть по ней он будет в институте, а по пению - пусть он идет со всеми. Очень важно, чтобы над учениками второго класса по какой-то дисциплине стоял ученик третьего класса. А над ним ученик четвертого, пятого и так далее. Это важно для них обоих - старший повторяет материал и от этого лучше понимает. Пока ты не попытаешься объяснить что-то другому, ты нифига не поймешь. В чем проблема преподавания? Учителя говорят с детьми на взрослом языке. Например, нам рассказывали про синусы. Я говорил учителю: «Я не понимаю, что такое синус». Он говорит: «Синус - это функция». Все. Спасибо тебе, добрый человек. Ты одно непонятное слово заменил другим непонятным мне словом. Ребенок, который уже понял [синус], может на своем детском языке объяснить.

С моей точки зрения надо отказываться от наказания за ошибки. Дело в том, что ошибка - наш единственный способ познания мира. Что такое научный эксперимент? Это последовательное совершение ошибок. Как мы узнаем новый способ [решения проблемы]? Мы пытаемся, у нас много раз не получается, прежде чем что-то выходит. Например, вы учитесь ездить на велосипеде. Раз - упали. К вам подходят и начинают за это наказывать: «Что ж ты, козел! Куда ж ты? Надо руль не туда поворачивать!». У вас сразу пропадает желание кататься на велосипеде. За ошибки надо награждать - человек пробует что-то сделать, пусть и неправильно. Вообще нужно ввести дисциплину «методология ошибки» для того, чтобы ребенок не совершал одну оплошность дважды. И нужно сделать систему обучения без наказания - только поощрение или его отсутствие. Тем самым, мы не отбиваем у ребенка желания учиться.

Надо отказываться от домашних заданий, потому что это способ поссорить ребенка с родителем. Родитель нужен для счастья, для любви. Ребенок должен гораздо больше времени проводить в школе. Есть такое выражение: «Я же мать! Я же мать, и я знаю, что надо моему ребенку!». Это не так. Для того, чтобы научиться водить автомобиль человек долго учится, практикуется, сдает на права, проходит экзамен, переэкзаменовку, снова и снова сдает. А на родителя он нигде не учится. И почему-то считается, что если он родитель, то знает, что лучше [для его ребенка]. Ничего подобного. Воспитательный процесс - очень сложная вещь. Его надо доверять только профессионалам. Ребенок должен проводить в школе в два раза больше времени, там же делать уроки.

Еще одна важная вещь - у нас знание отрывается от результата. Ребенка два года учат дробям, но зачем - не понимает. Нужно все делать проектно. Например, дети учатся строить ракету. Для того, чтобы ее построить, они изучают дроби, число Пи, химию, физику. Потом они производят запуск и видят результаты своего обучения. Дети сразу применяют знания, теория не лежит мертвым грузом.

Очень интересно, что в области образования делают финны. У них была такая же прусская система образования, они полностью ее переделали. Мне плакать хочется - так хорошо все сделано [у финнов] и как мы плохо все делаем.

Про массовые нападения в школах

«Парад - это военная истерия»

Ничего подобного, мир становится лучше и добрее. Раньше школы бились стенка на стенку. В них избивали, травили учеников и все считали это нормой, поэтому молчали. То, что сейчас привлекают внимание к избиениям в школах, говорит о том, что мир становится гораздо лучше. И раньше убивали в школах, забивали до смерти. Теперь мы стали обращать на это внимание. Вы не думайте, что раньше было лучше. Раньше этого было больше, это было нормой и скрывалось. Сейчас это не значит, что мир становится жестче, или что дети плохие - ничего подобного.

Про блокировку Роскомнадзором

«Парад - это военная истерия»

Я удивлен, что они до сих пор не заблокировали мой блог. Я пацифист, против войны с Украиной. Я не боюсь говорить, что Россия совершает преступление - мы сделали из наших лучших друзей врагов. Для чего я все пишу и говорю? Не потому, что я могу много людей переубедить. Я не строю таких иллюзий. На чье-то мнение я могу повлиять, но гораздо важнее факт того, что кто-то не боится говорить. Хотя людей за лайки и сажают, есть тот, кто не боится говорить, что мы совершаем преступление. Я не хочу впадать в патетику и преувеличивать собственную значимость, но в качестве одного из примеров это работает хорошо.

Про День Победы

«Парад - это военная истерия»

9 мая - это, конечно, праздник. Но я бы отмечал его 8 мая вместе со всей Европой. Это была наша общая победа, союзники сделали не меньше, чем мы для разгрома Гитлера. Без союзников мы бы проиграли эту войну 100%. Поэтому это должен быть совместный праздник, смысл которого - не «можем повторить», а «никогда больше».

Мне не нравится, что по улицам мирных городов возят военную технику. Парад - это военная истерия. Вы можете новый год отметить без парада? Вам надо чтобы 1000 дедов морозов в строю шагали по брусчатке Красной площади? Нет. Вы Новый год отмечаете по-своему. 9 мая - это, безусловно, великий праздник победы, но он должен быть более человечный. Никакого пафоса. Давайте честно называть вещи своими именами, война - это ужас. От того, что мы победили, война не перестает быть трагедией. Поэтому важнее помнить это и стараться сделать все, чтобы ее не повторить. Ветераны, которые прошли через войну, хотели, чтобы мы жили счастливо, а не угрожали кому-то тем, что можем повторить и еще раз дойти до Берлина.

Беседовал и фотографировал: Нигилист

Забирайся на Чердак Чижевского в Telegram и ВКонтакте.