Башни крейсера "Киров" на Васильевском острове.

Этот необычный мемориал находится в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Здесь, прямо во дворе, в окружении обычных многоэтажек типичного "спального района", стоят настоящие орудийные башни боевого корабля. Это - практически все, что осталось от легендарного советского крейсера "Киров".

Легкий крейсер проекта 26 "Киров" - первый корабль такого класса, спроектированный и построенный в СССР. За основу был взят проект итальяского крейсера "Раймондо Монтекуколли". "Киров" строился в Ленинграде и был введен в строй в 1938г. Был флагманом Балтийского флота. Активно участвовал в Великой Отечественной войне. Огнём своей артиллерии внес существенный вклад в оборону Ленинграда. Исключен из состава флота в 1974г. Сам корабль был разрезан на металл, но две носовые башни главного калибра удалось спасти.

Главной особенностью крейсеров проекта 26 был их главный калибр - 180 мм орудия Б-1-П в трехорудийных башнях МК-3-180. Длина их стволов составляла 57 калибров, что обеспечивало очень высокую начальную скорость (до 920 м/с) и, как следствие, очень большую дальность стрельбы - 204 кабельтова (св.37 км).

Орудия установлены в одной люльке. Такая схема уменьшает вес и габариты установки, но одновременно снижает надежность и боевую живучесть.

Увлечение дальностью стрельбы (в ущерб скорострельности и живучести стволов) пришло частично из дореволюционной русской морской артиллерии, а также вследствии тесного сотрудничества СССР и Италии в области морских вооружениий в 1930-х гг. Советские легкие крейсера проекта 26 и 26бис были самыми "крупнокалиберными" и "дальнобойными" среди своих одноклассников в других странах (там большинство КРЛ вооружались 152 мм орудиями).

По опыту морских сражений Второй мировой данная концепция была признана ошибочной - стрельба на сверхдальние дистанции случалась редко и была малоэфективной из-за большого рассеивания снарядов (а на предельной дальности снаряды вообще улетали за горизонт). А на ближних и средних дистанциях важнее была скорострельность.

Однако в случае советского флота дальнобойные орудия неожиданно оказались очень востребованы - нашим крейсерам не пришлось вести морские бои, а вот по береговым целям стреляли много. И в даном случае пригодилась именно большая дальность стрельбы (все равно корректировку огня ведут береговые посты, да и рассеивание при стрельбе по площадным целям не так критично).

Каждая башня имела собственный 6-метровый дальномер ДМ-6, а также визиры - командирский ВБ и прицельный МБ.

Расчет башни составлял 50 человек.

Толщина брони составляет: лоб и крыша - 70 мм, стенки - 50 мм. В кормовой части имеется бронедверь:

В бетонном парапете, окружающем первую башню, сделаны ниши, в которых размещены снаряды (настоящие или макеты - я не понял). Орудия "Кирова" могли всести огонь бронебойными, полубронебойными, осколочно-фугасными, дистанционными гранатами и практическими (учебными) снарядами массой 97.5 кг.

Кроме башен, в комплекс мемориала входят также гребные винты крейсера (2 штуки) и якорь:

Находится памятник на Васильевском острове, на Площади Балтфлота, между домами 15 и 17 по ул. Морская набережная. Добраться сюда можно от метро "Василеостровская" на маршрутках К30, К62 до ост. "Боцманская улица".

Координаты 59.9421, 30.2088