Cheslav
789 subscribers

Крейсер "Михаил Кутузов" - корабль-памятник в Новороссийске.

11k full reads

Крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов" - единственный сохранившийся представитель самой массовой серии советских крейсеров, составлявших ядро советского надводного флота во второй половине 1950-х - 1960-х гг. Теперь он - корабль-музей на вечной стоянке в городе-герое Новороссийске.

Крейсер "Михаил Кутузов" - корабль-памятник в Новороссийске.

Легкие крейсера типа "Свердлов" (проект 68-бис) - последние (и самые многочисленные - построено 14 ед.) советские артиллерийские крейсера. Одни из лучших кораблей своего класса (а по мнению многих - еще и самые красивые) в мире. Но - опоздавшие со своим появлением на десяток лет. Тем не менее, они активно несли службу во всех морях и океанах, много лет являясь "лицом" ВМФ СССР.

Крейсер "Михаил Кутузов" - корабль-памятник в Новороссийске.

Крейсер "Михаил Кутузов" был заложен 22 февр.1951г в Николаеве, вошел в состав Черноморского флота 31 янв.1955г. Нёс службу в Черном и Средиземном морях (особенно активно с 1955г до конца 1960-х), а также в Атлантике. Обеспечивал присутствие ВМФ СССР в ходе арабо-израильских конфликтов, неоднократно заходил в иностранные порты, на крейсере бывали с визитами многие мировые лидеры. Непосредственного участия в боевых действиях не принимал, но 29 октября 1955г 27 матросов крейсера погибли в ходе спасательных работ на линкоре "Новороссийск". В 1958г доставил Вечный огонь из Севастополя в Новороссийск. За время службы корабль прошел 211 900 миль (св.392 тыс км - почти 10 экваторов Земли).

Крейсер "Михаил Кутузов" - корабль-памятник в Новороссийске.

Водоизмещение полное - 18 640т; размерения - 210 х 22,8 х 7,8 м; скорость до 32 узлов; ЭУ - паровые турбины (ок.120 тыс. л.с.), 2 винта; экипаж - 1130-1200 чел. Дальность плавания - 7400 миль, автономность - 30 суток. Имели бронезащиту, в частности: главный пояс - 100 мм, барбеты башен - 130 мм, лоб башен - 175 мм, бронепалуба - 50 мм.

Вооружение - 4х3 152 мм МК-5-бис, 6х2 100 мм СМ-5-1с, 16х2 37 мм В-11М, 8х2 30 мм АК-230 (добавлены при модернизации).

Вторая башня главного калибра.
Вторая башня главного калибра.

Главный калибр крейсера составляют 12 152,4 мм /58-калиберных орудий Б-38 в трехорудийных башнях МК-5-бис. Артсистема Б-38 была разработана в 1938-40гг, однако в основном стала использоваться уже после ВОВ - ею вооружались крейсера пр.68К и 68бис. Это мощное, надежное, дальнобойное орудие (масса снаряда от 48 до 55 кг, дальность стрельбы св. 30 км (162 каб.)), однако определённым недостатком его являлось картузное заряжание, ограничивавшее скорострельность 7 выстр/мин. Общий боезапас главного калибра на "Михаиле Кутузове" составлял 2202 выстрела, т.е. 183 выстрела на ствол.

Носовые башни.
Носовые башни.

Башни МК-5-бис имеют толщину лобовой брони 175 мм, крыши - 75 мм, боковых стенок - 65 мм. Барбет защищает 130 мм броня. Расчет башни около 60 человек. Каждая башня имела 8-м дальномер ДМ-8-2, 2 визира МБ-6, радиодальномер "Штаг-Б" (на 2й и 3-й башнях - белый колпак сверху) и с помощью башенного автомата стрельбы (БАС) могла вести огонь самостоятельно в случае необходимости (основной, конечно, была схема с централизованным управлением).

Третья башня.
Третья башня.

Универсальную артиллерию (она же зенитная дальнего боя) составляли 6 палубно-башенных установок СМ-5-1с . Дальность стрельбы - до 26 км, досягаемость по высоте - до 18 км, масса снаряда - 15,6-15,9 кг, скорострельность до 18 выстр/мин. Общий боезапас 100-мм орудий - 3852 выстрела (321 на ствол).

Левая кормовая 100-мм установка СМ-5-1с. За ней - кормовой КДП и 37-мм зенитные автоматы В-11М.
Левая кормовая 100-мм установка СМ-5-1с. За ней - кормовой КДП и 37-мм зенитные автоматы В-11М.

Также на крейсере располагались 16 37-мм спаренных зенитных автоматов В-11М. Позднее, при модернизации к ним были добавлены 8 спаренных 30-мм установок АК-230 с радиолокационным наведением.

Группа малокалиберной зенитной артиллерии левого борта (у 1й трубы). Видны стволы автоматов В-11М, а выше них - башенки АК-230.
Группа малокалиберной зенитной артиллерии левого борта (у 1й трубы). Видны стволы автоматов В-11М, а выше них - башенки АК-230.
Верхняя часть носовой надстройки. Видны 4 автомата АК-230 по сторонам от флагманского мостика; выше - носовой КДП; за ним - белые "орехи" РЛС МР-104 (управление огнём АК-230); выше - белое полотнище артиллерийской РЛС "Залп-М2".
Верхняя часть носовой надстройки. Видны 4 автомата АК-230 по сторонам от флагманского мостика; выше - носовой КДП; за ним - белые "орехи" РЛС МР-104 (управление огнём АК-230); выше - белое полотнище артиллерийской РЛС "Залп-М2".

К сожалению, немногие внутренние помещения доступны для осмотра. Начинаем с офицерской кают-компании:

Крейсер "Михаил Кутузов" - корабль-памятник в Новороссийске.

Затем проходим по коридору левого борта в сторону кормы, заглядывая в некоторые помещения по пути.

Двухместная офицерская каюта.
Двухместная офицерская каюта.
Аппаратная РЛС "Якорь-М"
Аппаратная РЛС "Якорь-М"
Матросский кубрик. Этот - один из самых маленьких (на 27 человек) и комфортабельных (есть иллюминаторы).
Матросский кубрик. Этот - один из самых маленьких (на 27 человек) и комфортабельных (есть иллюминаторы).
Камбуз.
Камбуз.

Техническое состояние крейсера, прямо скажем, не очень хорошее. Но кое-какие ремонтные работы на борту идут, так что можно надеяться, что славный корабль рано или поздно приведут в приличный вид. Но и нынешнем виде его, безусловно, следует посетить, если будете в Новороссийске.

Четвертая башня.
Четвертая башня.

Крейсер "Михаил Кутузов" стоит у Морского вокзала Новороссийска (наб. Адмирала Серебрякова, 2А). Открыт со среды по воскресение с 11.00 до 18.00. Осмотр возможен в группе с экскурсоводом (формируются на месте, примерно раз в час).