Почему организация секты в Китае намного выгоднее майнинга биткоинов или пресс Иисуса Иосифовича Христа

22 December 2017

Любите ли вы религиозные сооружения так, как люблю их я?

Каждый раз, оказываясь в новом городе я обязательно иду на экскурсию в церковь, дацан, собор, храм, мечеть - можно называть это как угодно, но смысл один - приемная Бога.

Интересно наблюдать за трансформацией личного руководителя Администрации Бога Иисуса Иосифовича. Не будучи специалистом в иконографии я заметил, что в католической традиции Иисус (особенно после периода Ренессанса) обладает вполне себе приятными чертами лица и неизменным прессом, если это сюжет распятия или крещения. В православной традиции Иисус более сдержанный с нормальным животиком и унылым лицом - у православных Ренессанса не случилось (по крайней мере, не в церковной иконописи).

Очень много красивых теорий и материалов уже было выпущено о "настоящей" внешности Иисуса, о его "настоящем" месте рождения и самой настоящей Туринской плащанице.

А чего там у китайцев?

История проникновения и распространения христианства насчитывает несколько столетий - можете почитать в Википедии, или в моем еще более кратком изложении (ОЧЕНЬ кратком):

- первыми христианами стали несториане, которые еще в 7-м веке прибыли из Персии в Чаньань. Их приняли благожелательно, переводили тексты, проповедовали, но, что называется это "не цепляло".
- первая католическая миссия была основана францисканцем Джованни Монтекорвино (1246-1328) в Пекине - которым и стал первым пекинским архиепископом, построил первый католическую церковь в Пекине.
- ну и иезуиты (а куда без них?) - в 1579 году иезуит Алессандро Валиньяно основал иезуитскую миссию в Китае.
- первыми православными в Киате становятся пленные русские казаки острога Албазин -
албазинцы. 1 июня 1685 года острог на Амуре (современное с. Албазино) был атакован китайскими войсками. Острог сдали, а семьи уведены в Пекин. Пленным казакам было разрешено исповедовать православие - им также был передан во владение местный буддистский храм. Спустя 30 лет Петр I решит учредить в Пекине
Русскую духовную миссию.
- а потом в китайские порты подтянулись и протестанты - которые гораздо эффективнее умеют продвигать свои душеспасительные услуги.
- коммунисты сражались с "опиумом для народа" - и религиозная жизнь ушла в подполье.
- с приходом Дэн Сяопина начинается религиозная оттепель, но ни о какой свободе вероисповедания речи быть не может.

По большому счету правителям Китая религиозная пропаганда была не особа интересна. Китайская история циклична по своей природе (профессиональный историк или политолог так не скажет - давайте все это оставим между нами). Приходит новая династия, все счастливы, всеобщая "либерализация" и толерантность, налоги падают, войны прекращаются. Постепенно несменяемость власти дает о себе, местячковые феодалы правят бал, коррупция растет, крестьяне голодают - начинается восстание. Династия падет - приходит новая династия, читай сначала.

Отношение к религии также меняется скачкообразно - "идите проповедуйте / прекращайте проповедовать, собирайте вещи и уезжайте отсюда". Но иезуиты стали первыми из всех религиозных деятелей, от которых можно было получить практическую пользу.

Во-первых, они были обладателями тайного знания. Технологии на Западе уже начали заметно превосходить китайские аналоги во всех областях: в математике, астрономии, естествознании (условных физике/химии/медицине - понятно, что это все в каком-то роде пока смесь астрологии, алхимии и здравого смысла). Иезуиты - и абсолютное большинство иностранных проповедников - были ценными кадрами, знания которых можно было использовать на благо китайского отечества.

Во-втором, лингвистическая поддержка. Выражение "китайская грамота" появилось не случайно - проблема коммуникации стояла остро всегда. Русские договаривались через монголов - с русского на монгольский, с монгольского на китайский и обратно. Соглашения между нашими странами дублировались на одном из европейских языков (e.g. латинском) и монгольском (последняя династия Китая - монгольская). Но у нас хотя бы есть общая граница. А что делать испанцам, французам, немцам и прочим голландцам - и вот тут приходят иезуиты. Иезуиты - и врачи, и советники, и дипломаты, и переводчики. Челночную дипломатию придумали они - просто никому об этом не рассказывали.

В-третьих, благотворительность - это всегда плюс. Ты можешь быть сколько угодно иностранным агентом, но если ты делаешь переводы документов, литературных памятников, строишь больницы, приюты и помогаешь материально определенным слоям населения - можно и потерпеть "иностранность", по мнению китайского руководства.

Начинал я этот маленький пост с внешности Иисуса - этим и хочется закончить. Первым делом зашел на китайскую Википедию и решил почитать о нем.

Почему организация секты в Китае намного выгоднее майнинга биткоинов или пресс Иисуса Иосифовича Христа

Больше всего порадовали два раздела.

Род деятельности - плотник, спаситель.
Главные достижения: основал христианство, спас мир.

Понятно, что традиции именно китайской иконописи не существуют - и они продолжают следовать тому или иному канону иконографии. Ах, если бы христианство пришло туда чуть пораньше и трансформировалось под влиянием китайского разума - китайский буддизм, ислам (да, есть и китайский ислам), коммунизм имеют очень посредственное отношение к своим оригинальным прародителям. Но современные изображения Христа радуют безгранично - я почти уверен, что он спасет всех китайцев точно.

Почему организация секты в Китае намного выгоднее майнинга биткоинов или пресс Иисуса Иосифовича Христа
Почему организация секты в Китае намного выгоднее майнинга биткоинов или пресс Иисуса Иосифовича Христа

Одним из трендов в китайском обществе, кстати, является распространение христианства в тех или иных формах. И в первую очередь, это связано не с поиском спасения, а со вполне определенными факторами:

это модно - да-да, осознанное празднование Рождества и прочих праздников зародило интерес к религии.

это построение новых "гуаньси". При всей страсти китайцев к коллективизму - это все-таки коллективизм клановый. Условно, ты можешь доверять троюродному брата золовки деверя любимого кузена Ван Чуня, но доверять коллективу, созданному не на базе родства гораздо сложнее. В религиозной общине - прихожане одного храма, единоверцы, жертвователи одной церкви, родители детей, которые ходят в одну воскресную школу - с этими людьми можно о чем-то договариваться. Здесь в качестве контроллера выступает не партия, не твоя личная совесть, а Бог. Его никто не видел, конечно, но священники рассказали им, что им будет экзистенциальное ата-та после смерти. Они приняли эти правила игры - и это работает. Транзакционные издержки становятся меньше - жить становится проще.

это легкая форма оппозиции действующему китайскому политическому режиму. Конституция гарантирует свободу вероисповедания и прочие плюшки для верующих - но в духовном и идеологическом плане противников все-таки не потерпит. И любое религиозное течение, которое получит поддержку большого числа официальных последователей, обречено на переход в класс противников идей Мао.

Выводы:

  • китайский Иисус - красавчик (фотографий его пресса мне, к сожалению, найти не удалось).
  • КНР - завидный рынок для любой религиозной организации.
  • китайцы - язычники-атеисты до костного мозга, для которых религия стала полезным хобби

Надеюсь, вам было интересно. Если да, то жмите 👍 и подписывайтесь на канал Сны о Китае в Яндекс.Дзен.
Если вашим друзьям тоже интересен Китай, то не забудьте поделиться постом с ними.
Чтобы оставаться в курсе последних публикаций, подписывайтесь на группу ВКонтакте и канал Telegram.
Хотите поддержать блог и накормить автора? Сделайте перевод!