Про религиозный синкретизм, Китай, Забайкалье, Сибирь и религию

22.12.2017

Очень много самых разных чувств пробуждает это фото с моей малой родины. Чем дольше я живу в отрыве от своих корней, тем отчетливее я ощущаю свою "забайкалистость" и тем больше я о ней рассуждаю (да, я родился на юге Забайкальского края).

Во-первых, мне безумно нравится сплав христианства и язычества. Местный батюшка сходит с ума от того, что забайкальцы "бурханят" (задобрить местных богов подношениями, которые делаются на святых местах), красят пшено и на Радуницу и рассыпают его на кладбище на могилах близких - а я искренне умиляюсь.

Проблема в том, что люди привыкли так делать, это традиция. Многие не задумываются над смыслом пшена и монеток - все воспринимается как абсолютно нормальное явление. Самое главное - не задавать вопросы, иначе все это зашатается так, что будет маленький взрыв головного мозга.

- Вы православный?
- Да.
- А зачем положили монетки?
- Духам на откуп.
- А что там с библией?
- А что, Иисус против?

У меня есть контр-аргумент под названием "религиозный синкретизм", которым я все это для себя объясняю. Но мне проще, я ведь не кричу о том, что я православный/буддист/язычник/атеист.

В Иркутске, кстати, гиды с гордостью рассказывает туристам о том, что религиозная терпимость сибиряков не знает границ. И местные ставят свечки на здравие местного шамана Николаю Чудотворцу.

Повторюсь, мне безумно нравится этот религиозно-культурный сплав - и надеюсь, из этого действительно получится что-нибудь интересное. Но проблема в том, что в головах поселилась шизофрения - люди не знают, что они делают, и зачем они делают. "Так надо" - очень ненадежный аргумент.

В моем идеальном мире местный шаманизм и православие создают микс культурного наследия - и все эти "процедуры" утрачивают сакральное значение, постепенно превращаюсь в традицию. Такая традиция действительно может скрепить сибиряков, в широком смысле слова, и стать местной культурной идентичностью. Я оставляю благовония на Байкале, отдаю капельку вина духам не потому, что я пытаюсь задобрить духов места и т.п. - в этом я нахожу очень милую традицию и культурную особенность, которая помогает мне опознать своих.

Китайцы пошли еще дальше. В бытность мою гидом-экскурсоводом мы всегда посещали православные храмы - очень уж нравилась китайцам такая ортодоксальная роскошь. И всегда они просили о чем-нибудь Иисуса - обычно о деньгах. А потом просили о том же местного шамана или заказывали молебен в буддистском дацане. Логика проста - у кого-то же из этих людей бог есть? Значит, надо максимально задобрить каждого из них.

Надеюсь, вам было интересно. Если да, то жмите 👍 и подписывайтесь на канал Сны о Китае в Яндекс.Дзен.
Если вашим друзьям тоже интересен Китай, то не забудьте поделиться постом с ними.
Чтобы оставаться в курсе последних публикаций, подписывайтесь на группу ВКонтакте и канал Telegram.
Хотите поддержать блог и накормить автора? Сделайте перевод!