Старейший дацан России в сердце Забайкалья

06.04.2018

Если вы в Чите, у вас есть машина и свободный выходной день, его вполне можно посвятить путешествию в посёлок Агинское. В столице Агинского Бурятского округа можно провести весь день. В уютном посёлке есть как минимум построенный при участии питерских мастеров Свято-Никольский храм, отличный краеведческий музей и скульптура Даши Намдакова, чем не может похвастаться даже Чита, хороший парк культуры и отдыха. Но самый главный объект для туристов это, конечно Агинский дацан, расположенный в 5 километрах от центра посёлка. Ради него можно и нужно преодолеть 150 километров отличной дороги.

Двести лет славы и испытаний

Согласно данным «Энциклопедии Забайкалья», Агинский дацан (тибетское название – Чойдэ Ченбо Дэчен Лхундублинг) — это буддийский монастырь, объект культурного наследия федерального значения. Основан в 1811 году, первоначально существовал как войлочный дуган. Первый каменный Цокчен-дуган или главный соборный храм возводился русским мастером «без плана» — конструкция одноглавой православной церкви была приспособлена под ламаистский храм, который строился в 1811–16 годах. Первоначально дацан состоял из Цокчен-дугана и четырёх аймачных сумэ — малых храмов: Чойра (Дара-Эхэ, 1811 год), Дуйнхор (1811 год), Манла (1816 год), Гунгриг (1816 год). В 1879–86 годах был построен новый Цокчен-дуган, а к 1903 году на территории дацана было уже 13 храмов, а в богослужениях принимали участие до 700 лам.

В конце XIX века дацан был широко известен за пределами региона своей медицинской, философской и астрологической школами, славилась его печатня, в которой хранилось более 40 тысяч ксилографических досок с тибетским и монгольскими текстами, а также деревянные клише с рисунками для книг и культовыми изображениями. Это позволило дацану издать все основные учебники для буддийских школ. Здесь также издавались азбука, пособия по грамматике и тибетско-монгольские словари, ритуальные тексты бытовой обрядности на тибетских и монгольских языках для лам и мирян, популярная литература на монгольском языке для буддийского просвещения и воспитания прихожан.

В конце 1930-х годов дацан закрыли, большинство зданий разобрали, а уцелевшие использовали в светских целях, например, в главном храме размещались туберкулезный и наркологический диспансеры, а в 1940 году на территории монастыря была временно размещена воинская часть. Принадлежавшие монастырю предметы культа и религиозного искусства пополнили экспозиции и фонды музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ; оставшееся имущество подверглось разграблению.

В 1946 году дацан был открыт вновь, а в 1990 году ему вернули главное здание. В этом же году из Санкт-Петербурга вернулись 16-метровая статуя Майдари (Майтрея — будда будущего, преемник Будды Шакьямуни, Майдари — его монгольское имя) и около 250 культовых вещей. Статуя Будды была куплена дацаном в 1889 году у китайских мастеров, в 1940 году её вывезли в ленинградский Музей истории религии. Её доставят на место из Улан-Удэ уже в 2000-х, к 2008 году построят отдельный храм — сумэ Майдари, а к окончательной реставрации приступят в 2014 году, на это уйдёт около 50 миллионов рублей за счёт федеральной программы «Культура России»

В 1991 году дацан посетил и освятил и ныне здравствующий Далай-лама. В январе 2004 года после 70-летнего перерыва и 10-летней реставрации в Цокчен-дугане был проведен первый хурал. В 2005 году полностью была восстановлена 22-метровая ступа примирения «Юндум Шодон», были построены новые дуганы. Кроме этого, на территории дацана работает Агинская буддийская академия.

К огромному сожалению, вечером 27 мая 2014 года большая часть Цокчен-дугана была уничтожена пожаром.

Причиной назвали сильный ветер, который вызвал перехлёст проводов и привёл к короткому замыканию. Ламы, которые проходили около здания дацана буквально за час до пожара, вспоминают, что никаких признаков надвигающейся катастрофы не было, а пожар вспыхнул мгновенно — загорелась травы, приготовленные для наполнения статуи Будды будущего, расположенной в дугане сразу за главным храмом (одновременно с реставрацией ламы совершали сакральный ритуал оживления статуи: внутрь скульптуры вкладывают шун — священные предметы — тексты молитв-мантр,злаки и лекарственные растения, ветви можжевельника, 16-метровый кедровый стержень, украшенный буддийскими молитвами, который был выполнен из дерева с Алханая).

Тем не менее, стены главного храма выдержали испытание огнём, и уже через пять месяцев наш журналист Валентин Булавко обнаружил, что жизнь дацана вернулась в обычный ритм — многочисленные пожертвования немедленно стали направляться на реставрацию пострадавших объектов. Первым делом восстановили ступу «Юндум Шодон», после чего приступили к восстановлению самого дугана. Стоимость работ оценивалась в 280 миллионов рублей, которые собирали всем миром — от федерального правительства, которое выделило больше 60 миллионов рублей, до денег за билеты на детские концерты.

К 2016 году здание основного храма было полностью восстановлено, при строительстве использовались стволы реликтовых деревьев диаметром около 60 сантиметров, привезённые из Иркутской области, работы выполняла компания из Республики Бурятия:

Первый хурал после пожара прошёл в Цокчен-дугане в 2017 году, прекрасный фоторепортаж Дабы Дабаева выходил в ленте «Чита.Ру»:

В августе 2016 года Цокчен-дуган освятили и открыли для прихожан:

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова
Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова

Член Совета Федерации от Забайкальского края, последний глава Агинского Бурятского автономного округа Баир Жамсуев
Член Совета Федерации от Забайкальского края, последний глава Агинского Бурятского автономного округа Баир Жамсуев

В 2018 году в ещё не завершённом храме вновь проходили основные молебны Сагаалгана:

Спокойствие для всех

Я атеист, но мне, особенно в последние годы, очень близка философия буддизма. Нравится спокойствие, дружелюбие и красота этого учения, которое так не похоже на ключевые планетарные религии с их агрессивной экспансионистской политикой. Агинский дацан — отличное место, чтобы немного остановиться и прочувствовать это спокойствие, которого нам так сильно не хватает в обычной жизни.

Здесь нет чётких правил поведения, или я их не прочувствовал, нет никаких расценок и вас никто не будет одёргивать, если вы нормально себя ведёте. Вам всегда проведут экскурсию, о которой можно попросить в администрации дацана, расположенной на входе как бы в левое крыло комплекса. Деньги за это платить не нужно, но всегда можно оставить какую-то сумму дацану — деньги пострадавшему от сильного пожара монастырю явно не будут лишними.

Самое старое здание, первый Цокчен-дуган или, как его ещё называют, Дэважн-дугана, расположено с левого края комплекса. Здание отлично сохранилось, в нём до сих пор проводят службы:

Фотографировать внутри можно, но ламы просят на размещать фотографии в интернете.

На территории комплекса расположено несколько дуганов, они строились в разные годы, многие использовались для проведения основных служб:

Мэйдари-дуган — одна из самых современных построек, была возведена в 2000-е годы специально для статуи Майтреи — Будды будущего:

В здании в конце марта очень холодно — гораздо холоднее, чем на улице, но я думаю, что Майтрее там вполне уютно:

Самый знаменитый храм — новый Цокчен-дуган, к которому в последние годы приковано очень много внимания, до сих пор реконструируют, в здании с утра до вечера работают специалисты из соседнего региона:

Фасад здания, тем не менее, полностью готов, как и всё вокруг. Это, конечно, очень красиво:

Безусловно, дацан — великолепная площадка для всех, кто любит или думает что любит фотографировать:

Перед тем, как возвращаться в Читу, заберитесь на машине на сопку справа от федеральной трассы — здесь в достатке ветра, неба и тишины, чтобы лишний раз заглянуть в себя и отключиться от суеты привычного нам мира, в который после Агинского дацана возвращаться всегда немного грустно:

Прочитать материал со всеми фотографиями и оставить комментарии можно на сайте "Чита.Ру"