Соран Эфесский и Иоанн Предтеча

— Да, — сказал отец Браун, — …Рыба может снова оказаться под землей, а потом опять выйдет на поверхность. Г.К. Честертон.

Золотая Рыба рождается из чрева земли, чрева вод - того чрева, что тысячелетия только принимала в себя мертвецов. Но Он есть Первенец из мертвых, и приведет Своих с Собою - вот там внизу, рыбки. Это мы, в смертных водах...Но Он рождается в Жизнь из смерти, полагает нам стезю, которой прежде никто не ходил. Христос - Новая Пасха. Об этом говорит неизвестный иконописец-богослов, написавший в Суздале икону Крещения.

Ранние христиане писали на стенах катакомб слово Ίχθύς, которое на русский язык переводится с древнегреческого простым словом «рыба», а в расшифровке по первым буквам раскладывается во всем известное древнее исповедание веры – «Иисус Христос, Сын Божий, Сотер». Сотер означает «Спаситель» или, что одно и то же «Целитель», сотворяющий целым.

Вода для древнего человека – это могила, это пучина вод, символизируемая страшным морским чудовищем («кит» в нашем переводе) и – в религиозном, архетипическом смысле – это синоним чрева земли, пещеры. Чрево вод и чрево земли совпадают. Христос восходит от смертельных вод, рождается в мир сей как Спаситель, выходит на свое служение. Вспомним, что в древности праздник Крещения, 6 января, включал в себя и воспоминание о рождении Спасителя, и о Его выходе на проповедь. Только в IV веке Рождество стало праздноваться 25 декабря, вытеснив языческий праздник Непобедимого Солнца.

Неслучайно иконы Крещения Христа, особенно византийские, имеют очень необычное расположение горок, а Предтеча делает странный жест – ведь Христос уже выходит из воды, зачем же Иоанн кладет Ему руку на голову?

Здесь, безусловно, многообразная символика и совмещение различных временных пластов, но для образованного византийца, наследника античной культуры, которая имела богатейшую медицину, был ясен один из тех смыслов, который сейчас ускользает от нас.

До наших дней дошли книги великого врача, Сорана Эфесского. Неизвестно, стал ли он христианином, но о его милосердии и мягкости упоминает даже нетерпимый к язычникам и языческому образованию Тертуллиан, ставя его в пример. Соран впервые обратил пристальное внимание на здоровье матери и младенца, занимался тем, что сейчас носит название «перинатология». Он – и это уникально для мира мужской культуры античности! – сделал наукой то, что раньше было всего лишь преданием повитух. Он создал античную научную концепцию сопровождения беременности, родов и ухода за младенцем до тех пор, пока его «не следует отдавать учителю». Для мужчины в ту эпоху это было немыслимо. Нежность Сорана к детям поражает современного читателя. Но и научная значимость их высока: Сорана еще в начале XX века знаменитый русский врач И.В.Троицкий называл «первым педиатром Вечного Города» и говорил о близости его рекомендаций современным. Неудивительно, что труд Сорана был настольной книгой врачей до XVIII века включительно!

Рукописи Сорана сопровождались изображением положения плода в утробе. Нормальное положение плода – как и сейчас – когда плод рождается головкой вперед. Древние считали, что при этом он упирается ногами в дно утробы (как царевич Гвидон в бочке среди морских волн) и находится в ней выпрямленный, как взрослый. Горки – разверзающиеся ложесна, а Иоанн делает жест, который делает повитуха, или же врач, подобно эллину Сорану. Иоанн тоже врач, который присутствует и помогает при рождении великого Целителя, Сотера, Спасителя мира.

Но та же утроба вод рождает и нас, христиан. Часто в водах потока изображены маленькие рыбки, порой встречаются и дельфины.

И это – тоже характерный знак для античного слуха, привыкшему со времен Платона к игре смыслов-созвучий (вспомните знаменитое «сома-сема», «тело-могила», на котором великий греческий философ построил одну из основных своих концепций).

Соран Эфесский писал: «…И она (утроба) зовется «delphys», потому что она порождает братьев («adelphoi) и сестер («adelphai»).

Этот возглас обращали друг ко другу христиане древности – Аделфи! Братия! Обращают они его и сейчас друг ко другу. Ибо Христос, приняв Крещение, стал нашим единоутробным Братом.

Он не стыдится называть их братьями (Евр.2:11).

Ольга Шульчева-Джарман

Фото: ruvera.ru, liveinternet.ru