Фильм А.Пивоварова «Как живут русские старообрядцы в Южной Америке»

10 July

Благодарю тебя, отчизна,
за злую даль благодарю!
Тобою полн, тобой не признан,
я сам с собою говорю.
И в разговоре каждой ночи
сама душа не разберет,
мое ль безумие бормочет,
твоя ли музыка растет...
В. Набоков

Алексея Пивоварова снял для канала «Редакция» документальный фильм «Как живут русские старообрядцы в Южной Америке». Эта работа про жизнь русских староверов, давно обосновавшихся в Бразилии. При этом некоторые из них сейчас начинают возвращаться в Россию – жить на Дальнем Востоке в рамках государственной программы. Это главный лейтмотив фильма.

Для начала несколько слов о форме. Это реально очень качественный документальный фильм. Можно сказать, в лучших традициях парфеновской школы: шикарные натурные съемки, внимание к деталям, трепетное отношение к героям, к их взглядам, к их образу жизни. Фильмы Алексея Пивоварова почти всегда отличаются и постоянной попыткой показать что-то жизнеутверждающее, что-то позитивное. Даже в безнадежных ситуациях, историях им характерен этот поиск светлого в конце тоннеля. Фильм про бразильских русских в этом плане вообще показательный и, неизбежно переходя уже к содержанию фильма, возникает ряд разных мыслей, вопросов, возможно, и не столь оптимистичный как у самого автора в конце фильма.

Даже я, мусульманин, в некоторых вещах достаточно консервативный, понимаю, что мы – современные россияне – и эти русские с далекого континента уж слишком разные. И речь тут не о вере и религии, на которые сделан акцент даже в назывании фильма. Слава Богу, в нынешней России нет гонений на староверов и этот момент не будет проблемой для них при переезде. Разные мы в культурологическом смысле, в межличностной коммуникации, в быту.

Многие зрители российского Кавказа наверняка заметят много общего, знакомого, даже близкого для себя в укладе героев фильма, особенно те, кто проживает в сельской местности. Причем как мусульмане, так и кавказские русские. Наверняка много родного для себя обнаружат и жители деревни в условной Томской области. Но фокус в том, что у всех этих россиян в шаге, в часе езды другая жизнь (обозначим ее как «город»), где давно все по-другому и эта другая жизнь привлекает молодежь, она к ней (в силу совершенно разных причин) стремится. А потом, оказавшись в городе, даже самые консервативные представители этой молодежи пытаются находить, идти на какие-то компромиссы.
Готовы ли, смогут ли эти переселенцы удержать своих детей от этого всего? Не потеряют ли они ту самую уникальность, которая так живописно показана в фильме?

Другой для меня важный ряд вопросов (он где-то перекликается и с первым).
Герои фильма «Редакции» – это такие трезвомыслящие работяги, потомки тех, кто проходил через различные гонения, притеснения, трудности, терпели все, но не предавали свои ценности. Люди, которые, в первую очередь, надеются на себя и свою семью, для которых частная жизнь, частная собственность, личное пространство семьи, общины явно во главу угла.

Даже если с бытом в России у переселенцев будет все более-менее нормально, способны ли они сами принять современную Россию такой, какая она есть, со всеми ее противоречиями? Россию, в которой до сих пор сильны левые взгляды, которые староверы никогда не примут? Страну, на главной площади которой, вопреки всем религиозным и этическим нормам, но ради реверанса в сторону все той же армии леваков почти 100 лет лежит не захороненный покойник? Готовы ли они принять это все спокойно?

Я люблю свою страну, я родился и вырос тут. Нравится или нет, но в первых классах учил песенки и стихи, в которых воспевался Ленин, революция, носил синюю школьную форму и значок октябренка, а в 5 классе Аваданской средней школы мне сказали, что все это неправильно, «теперь у нас новый шеф» - Борис Ельцин. Дальше больше всего разного. Но даже самые дикие противоречия в жизни моей Родины для меня все же естественны и на многие «странности» смотришь уже изначально с определенной долей снисхождения. Готовы ли, способны ли эти колоритные, подкупающие своей искренностью, рассудительностью староверы из фильма Пивоварова без различных «шоков» принять это все?

К сожалению, у меня нет однозначных ответов на эти все вопросы даже как предположения.

Поймал себя вот еще на чем. Уже через пару минут после начала просмотра фильма в голове начали возникать отсылки к Набокову, его жизни, творчеству, к его попыткам воссоздать, точнее даже заново сконструировать свою Россию, которую любить, ценить, понимать так искренне и по-настоящему мог, конечно, только он сам. Россию, которая для великого автора, для «блестящего примера вечного изгнанника» имела точную дату своего завершения – 1917 год.

И мне вот будет искренне жаль героев «Как живут русские старообрядцы в Южной Америке», которые переедут в Россию, но в итоге разочаруются в своих ожиданиях. Не потому что мы лучше или хуже живем, чем они там в бразильских штатах. Нет. Просто потому, что они в голове у себя живут явно в другой России, вот по-набоковски пересозданной. Очень надеюсь, что ошибаюсь.

Фильм А.Пивоварова «Как живут русские старообрядцы в Южной Америке»
Подписывайте на канал Дзен, на You-Tube-канал, на твиттер, подписывайте на мой телеграм-канал– постараюсь, чтоб везде было интересно)