Найти в Дзене

Морское достояние России

барк Крузенштерн, бывший Падуя

Во многих книгах вершиной развития парусников называют клипера. Это не совсем так. Необычайно красивые корабли, клипера имели очень небольшую грузоподъемность, не более 1000 брутто-регистровых тонн (мера объема трюма, 1 БРТ равна чуть более кубометра). Соответственно выгодно перевозить на них было только очень ценный груз.

Вот и возили из Китая чай. Потому их и прозвали в Европе чайными клиперами. Вот только в Китае их звали иначе – опиумные, потому как туда они гнали эту отраву.

Возили клипера и золотоискателей в Клондайк, разные грузы. Но вообще выгодно возить на них можно было лишь срочные хорошо оплачиваемые грузы или таких же спешащих и готовых платить за скорость, но не за комфорт пассажиров. Причем линии должны были обеспечивать постоянство таких срочных грузов.

Поэтому, стоило открыться Суэцкому каналу и звезда клиперов закатилась – теперь пароходы из Европы в Китай шли быстрее.

Но парусники не сдались. Появился следующий класс кораблей: винджаммеры. Преимущество их было в высокой грузоподъемности – более 2000 БРТ, при одновременной высокой скорости хода.

-2

барк Седов

Эти корабли могли взять много груза и при этом не тратили угля, так что доставка обходилась дешевле по сравнению с пароходами. Водоизмещение винджаммеров перевалило 5000 тонн, количество мачт доходило до 5 и даже до 7, как на шхуне «Томас У. Лоусон».

Кроме того, судовладельцы экономили на экипаже. Для примера, на пятимачтовом барке «Франс» с парусами управлялись всего 30 человек палубной команды. Это при том, что парусник имел вместимость 3780 БРТ, а площадь парусов достигала 4560 кв. м. Для облегчения работы с такелажем применялись ручные, паровые и даже электрические лебедки.

Мало того, чтобы еще больше сэкономить на командах, судовладельцы начали брать молодых моряков. Деньги им не платили вовсе или платили мизер, работали они за «харчи», зато получали хорошую практику и потом могли устроиться на хорошее место. Кстати, отсюда и пошел обычай посылать курсантов на практику на парусные корабли.

А еще винджаммеры работали на линиях, обеспечивающих им постоянную загрузку. Таких было два: в Чили за селитрой вокруг мыса Горн и в Австралию за шерстью и зерном. Кроме того, на австралийском маршруте корабли могли загружаться также рудами металлов в Индонезии, принадлежавшей тогда Нидерландам, или в Индокитае рисом.

Чилийский маршрут позволял брать кроме селитры медные и серебряные руды в Перу или зерно, мясо, шерсть и другие грузы в Аргентине.

За работу на чилийском маршруте винджаммеры получили еще одно название – капгорнеры. Преодолевать мыс Горн для парусников было крайне тяжело – иные по три месяца на месте стояли, не в силах одолеть штормовой ветер и волны. А сколько их потонуло!

Но винджаммеры оказались сильнее «неистовых пятидесятых». Капитан Роберт Хильгендорф за 20 лет 66 раз на «Летающих П» огибал мыс Горн, и ни не потратил на это более 10 дней. Пароходам требовалось гораздо больше времени на это.

-3

Крузенштерн - последний из бороздящих океан «Летающих П»

«Летающие П» - это винджаммеры компании Фердинанда Лайеша. Все названия кораблей начинались на «П» — Потози, Поммерн, Пассат, Памир и т.п. Легендарные корабли!

Винджаммеры были «королями» постоянных маршрутов до Второй Мировой и только после нее сошли со сцены.

Во всем мире осталось всего 16 таких кораблей и только 2 действующих. Оба действующих принадлежат нашей стране. Это барк «Седов», бывший «Magdalene Vinnen II», а потом «Kommodore Johnsen» ( кстати, он изображенный на отечественной 500-рублевой купюре) и барк «Крузенштерн», бывшая «Падуя» (из той самой серии «Летающих П»).

Оба корабля достались нашей стране по репарациях из Германии. Да, строили не наши кораблестроители, но Россия – единственная страна, сумевшая сохранить оба корабля в идеальном виде. А ведь «Крузенштерн» спущен на воду в 1926 году, а «Седов» в 1921, т.е кораблям уже почти по 100 лет!

Кроме этих кораблей, СССР по репарации получил барк «Товарищ» (бывший «Горх Фок»). Это был специально построенный учебный корабль для Германского флота. К сожалению, парусник был приписан к порту Херсона и достался Украине, в которой уникальный корабль в кратчайшие сроки был приведен в плачевное состояние и затем недорого продан в Германию, где стал музейным кораблем. Ну, хоть на металл не разобрали – и это радует.

-4

барк Седов на 500-рублевой купюре

Кроме этих кораблей из винджаммеров в составе флота Российской империи и СССР находился первый барк «Товарищ» (1892—1943, до 1923 г. — «Lauriston») , погибший во время Великой Отечественной войны и барк «Катанга», переоборудованный в 1922 году под жиротопный завод.

А вообще на сегодняшний день в мире из оставшихся винджаммеров, кроме российских кораблей, от причала никто больше не отходит: 8 превращены в морские музеи, 3 стали стационарными учебными судами, один ныне является штабом бойскаутов в столице Норвегии Осло. Оставшимся двум кораблям повезло куда меньше: четырехмачтовый барк «Мошулу» используется в Филадельфии в качестве плавучего ресторана, а барк «Оллертон» вообще стал складом в порту.

Так что, если вы хотите увидеть легендарные парусники, режущие своими форштевнями волны под полными парусами, то вам в Россию.

Если статья понравилась, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Документы, вакансии и контакты