Что почитать? Ольга Ларионова, «Сказка королей» - научная фантастика

Слабое, но прекрасное воспоминание моего детства и страшное разочарование моих 40 лет. «Сказка королей» - сборник рассказов советской писательницы НФ Ольги Ларионовой. Легко догадаться, что ключевой рассказ в сборнике так и называется - «Сказка королей».

Ольга Ларионова родилась 16 марта 1935 года
Ольга Ларионова родилась 16 марта 1935 года

Советский инженер Артём хорош собой, как молодой бог, но неудачлив в личной жизни. Это уже странное начало для научной фантастики (а вот для любовного романа – норм, кстати, не зря же именно эту книжку вспомнили дважды, когда я спрашивала своих друзей в фейсбуке про любовные романы 90-х), но допустим. С Артёмом происходит что-то непонятное, на своем балконе на 9-м этаже он видит какого-то человека, приходит в себя в своей же квартире, а на тахте лежит незнакомка.

К счастью, 16-летняя француженка по имени Дениз, девушка ослепительной красоты, немного знает русский язык, и они кое-как объясняются. Между тем оказывается, они находятся не совсем в квартире Артёма. Точнее, эта квартира просто вырвана куском из дома и уже в виде небольшого домика снаружи, но с кусками обоев на той стене, где находилась квартира артемовского соседа, стоит в некоем заколдованном саду, который нельзя покинуть. Ляпсус с обоями автор никак не объясняет: потом становится очевидно, что квартиру не вырывали из многоэтажки. Если у чуждой цивилизации есть возможности скопировать квартиру целиком, зачем оставлять на внешней стене обои соседа, при том, что снаружи квартира выглядит как дом? Какая-то проекция мечты автора о собственном жилье, честное слово.

Артём трижды сравнивает героиню с Одри Хепбёрн
Артём трижды сравнивает героиню с Одри Хепбёрн

В конце концов эта сказка про Адама и Еву все-таки перерождается в фантастику. Самых красивых людей на планете похитила сторонняя цивилизация, чтобы посмотреть, как они будут «еб*ться и дружить» (с), простите, это была цитата из творчества Линор Горалик, она лучше всего передает суть. Для чего нужны были именно красивые люди, никак не объясняется. Просто автору так захотелось (ого, давненько я не употребляла это выражение).

К сторонней цивилизации много вопросов. Если они до такой степени вымерли, что остался только один человек, Артём зовёт его Юп, - и у него уже все органы поменяли, кроме мозга, на хрена ему это порно он-лайн? Ему-то с кем практиковать?

Артём в рассказе похож на молодого Делона, и если вы тоже забыли, как это - вот
Артём в рассказе похож на молодого Делона, и если вы тоже забыли, как это - вот

Юная Дениз ожиданно влюбляется в молодого Алена Делона. Да и он не прочь. Но узнает, что они находятся не на земле, и что на землю их вернуть нельзя. И этот момент все ему портит.

Я могу много чего объяснить, хотя если Юп планировал вспомнить, глядя на землян, что такое любовь, и заняться ею с какой-нибудь землянкой, все-таки не совсем чуждая нам, возможно, цивилизация, - то как-то очень некрасиво. Или он планировал, что Артём с Дениз понемногу размножатся и воссоздадут его цивилизацию из пепла? Тогда ему надо было не красивых брать, а плодовитых, причем побольше, чем одна пара. Очень много вопросов!

Не могу я объяснить, почему невозможность вернуться на землю мешала Артёму заняться любовью с прекрасной француженкой. Ребята! Вот ваш райский сад, у вас есть собственный бог, весьма покладистый, живите, плодитесь и размножайтесь. Или не размножайтесь (на всякий случай напомню, что прерванный половой акт самый ненадежный способ контрацепции).

«На землю бы» - лепечет советский инженер Артём. Идиот. Зачем ему на землю, господи? Хвастаться красотой Дениз перед другими советскими инженерами?

Я что-то увлеклась тут, но хочу отметить отношение Артёма к Дениз, которую он якобы любит. И описано все, правда, очень красиво – и в этом рассказе, и во многих других в этом сборнике. Некоторые моменты изысканны, хороши, печальны, пронзительны и так далее. Но. Молодой человек любит девушку, он в миге от того, чтобы заняться с нею любовью. При этом он помыкает ею, как ребенком или прислугой. «Помой посуду», «Свари кофе». Спать с ней он готов, а признать себе равной - нет. Чувак, тебе досталась неописуемая словами юная красавица, ты сам признаешь это, и ты вот так себя ведешь, реально?

Так тебе и надо, - это для тех, кто помнит конец сей повести печальной. Вообще весь сборник просто гимн торжествующей мизогинии. Невозможно читать. Практически во всех рассказах – главные герои мужчины. То есть суперкорабли, бороздящие просторы вселенной, делать научились, а вот женщин туда не пустили, интересно. В одном из немногих рассказов, где героиня – женщина, и представляет собой хоть что-то, не домохозяйка и не медсестра, - она убогая певичка третьего эшелона, которая вышла замуж, не узнав, что же за операцию собираются делать ее жениху, что и привело к совершенно жуткому финалу (рассказ «Черная вода у лесопильни»). А если женщина и совершает великое изобретение (нашлась и такая), то (вот сюрприз!) исключительно для того, чтобы дублировать любимого и внушить ему любовь к себе. Невольно задумаешься, что не так с автором, если женщины в ее произведениях чаще всего приводят мужчин к краху, погибают или просто убегают...

Тест Бехдель не пройдет.

Моя оценка 3 из 10.

Если публикация вам понравилась, ставьте «палец вверх», и мои посты будут изредка всплывать в вашей ленте на Яндекс-дзене :-)