CINEMA
106 347 subscribers

«Зрителям полюбилась моя Анфиска из «Девчат», а я вспоминаю картину с болью» - Светлана Дружинина о съёмках легендарного фильма

55k full reads
65k story viewsUnique page visitors
55k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3 minutes — average reading time
«Зрителям полюбилась моя Анфиска из «Девчат», а я вспоминаю картину с болью» - Светлана Дружинина о съёмках легендарного фильма

85-летняя Светлана Дружинина в одной из публикаций на своей страничке в Инстаграм написала:

«Зрителям полюбилась моя Анфиска из "Девчат", а я вспоминаю картину с болью. Снималась в атмосфере недоброжелательности, которую создавал исполнитель главной роли Николай Рыбников»

Через год после премьеры Юрий Чулюкин признался, что выбор исполнительницы роли Анфисы сопровождался ненужными интригами и обидами. Дело в том, что сразу после премьеры Николай Рыбников в интервью журналисту «Советского экрана» заявил, что его, оказывается, обманули, когда пригласили на роль Ильи Ковригина. Он рассказал, что якобы была договоренность с режиссером по поводу условия его участия в картине. Это условие состояло в том, что роль Анфисы должна была исполнить его жена Алла Ларионова. И что якобы Чулюкин пообещал, что так и будет. Но позже Рыбников узнал, что на роль Ильи утвердили его, а вот на роль Анфисы утвердили не Ларионову, а другую актрису.

«Зрителям полюбилась моя Анфиска из «Девчат», а я вспоминаю картину с болью» - Светлана Дружинина о съёмках легендарного фильма

Конечно, редактор «Советского экрана» испугался печатать такую скандальную информацию. Её напечатали позже, в конце восьмидесятых и в другом издании. Но понять негодование Рыбникова на съёмках было можно. Подобное позже рассказывала и исполнительница главной роли Надежда Румянцева.

«Зрителям полюбилась моя Анфиска из «Девчат», а я вспоминаю картину с болью» - Светлана Дружинина о съёмках легендарного фильма

На роль Анфисы претендовали несколько актрис, среди которых были Алла Ларионова, Клара Лучко, Руфина Нифонтова, а чуть позже и Наталья Кустинская. Каждая из них имела вескую причину, чтобы не оказаться в этой роли. Ларионова, например, была чересчур элегантна и строга для простой телефонистки на забытом богом лесоповале.

«Зрителям полюбилась моя Анфиска из «Девчат», а я вспоминаю картину с болью» - Светлана Дружинина о съёмках легендарного фильма

Но Рыбников не хотел ничего брать в расчёт, и когда понял, что Ларионовой в фильме не будет, пошёл к Владимиру Николаевичу Сурину просить за жену. Но тот отказался вмешиваться в творческий процесс отбора актёров, хоть Николая Рыбникова очень любил и уважал. В тот год (1960) он готовился принять назначение на должность министра культуры и поэтому сторонился любых разборок и скандалов. Но в итоге министром назначили Фурцеву, а он так и остался директором «Мосфильма».

«Зрителям полюбилась моя Анфиска из «Девчат», а я вспоминаю картину с болью» - Светлана Дружинина о съёмках легендарного фильма

Роль у Дружининой получалась сразу и хорошо. И когда был отснят первый рабочий материал, члены худсовета стали сомневаться в том, что Светлана подходит на эту роль. Появилось общее мнение, что Светлана Дружинина слишком хороша для роли Анфисы. Как выразился один из членов худсовета, ну не может нормальный молодой мужик променять такую красавицу на взбалмошную низенькую повариху в лице Румянцевой. В это просто не поверит большинство зрителей-мужчин. С ним согласились и остальные члены совета. В итоге решили Дружинину заменить на менее эффектную актрису. Причем было решено поблагодарить Дружинину и выплатить ей все причитающиеся денежные компенсации, так как лично к ней претензий не было, а это, скорее была ошибка режиссёра и самих членов худсовета во время утверждения актёров.

«Зрителям полюбилась моя Анфиска из «Девчат», а я вспоминаю картину с болью» - Светлана Дружинина о съёмках легендарного фильма

Но тут выступил против художественный руководитель картины Юлий Райзман. Он сказал, что с Дружининой снято уже треть экранного времени, и поэтому будет не по-хозяйски разбрасываться народными деньгами. Дружинина участвовал почти во всех коллективных сценах в общежитии и переснимать их с другой актрисой будет очень трудозатратно. Он сказал, что разделяет опасения худсовета на эту тему, но предлагает другой выход. Во-первых, надо убрать из уже отснятых материалов все крупные планы актрисы, а также планы с её фигурой и ногами. Во-вторых, впредь гримировать актрису нужно более сдержанно, не выпячивая её красоту. Доводы Райзмана были убедительными, да и спорить с лауреатом шести сталинских премий опасались. В итоге актрису оставили в фильме с учётом этих замечаний.

Но Николай Рыбников до конца работы над фильмом относился к Румянцевой и Дружининой с нескрываемым раздражением. Наверное, поэтому сцены фильма, в которых Илья и Тося ссорились, получались естественными, а вот редкие романтические кадры были натянутыми и неискренним.

Как заметили не только критики, но и многие зрители, в глазах у Рыбникова не было любви ни к Тосе, ни к Анфисе, хотя по сюжету она должна была быть.

Тем не менее фильм замечательный и заслуженно входит в Золотой фонд отечественного кино.

В статье использованы кадры из фильма "Девчата" (1961 год).

__________________________

Подписывайтесь на наш канал – вас ждёт ещё много интересных историй из мира кино!