С чего начать смотреть Хирокадзу Корээду?

22 July

Ваша следующая страсть: тонкие, гуманистические драмы Хирокадзу Корээды.

Несмотря на то, что за более, чем двадцатилетнюю карьеру японский режиссер неоднократно получал почетные награды, а его фильмы высоко ценятся критиками, имя его известно в основном только заядлым киноманам. И хотя большинство его картин занимает почетные места в программах международных кинофестивалей и покупается прокатчиками по всему миру, они все-же никогда не становятся такими популярными, как “Амели” или “Лабиринт Фавна”.

кадр из фильма «Пешком-пешком»
кадр из фильма «Пешком-пешком»
кадр из фильма «Пешком-пешком»

С одной стороны, очень жалко, что такой мастер не получил широкого общественного признания, с другой, - сам факт популярности идет вразрез с сутью работ Корээды. Его фильмы очень личные, камерные, с неспешным темпом повествования и без ярко выраженных эмоций, но богатые на детали и пронизанные неожиданно глубоким эмоциональным откликом. Это “зрелые” драмы, а не мелодрамы.

Семья - главная действующая фигура почти в каждом фильме Корээды, которая сталкивается с недостатком чего-либо или кого-либо. Например, в картине “Призрачный свет” члены семьи переживают неожиданное самоубийство близкого, в “Никто не узнает” мать переживает из-за того, что ей приходится отказаться от собственных детей.

Словно пытаясь доказать свою многогранность, Корээда иногда развивает тему высоких фантазий, как, например, в фильмах “После жизни” и “Надувная кукла”. Произведения режиссера выходят за рамки его “документальных” корней (раньше Корээда создавал документальные фильмы), их основой становятся отношения главных героев друг с другом и внешней средой.

Сравнение Корээды с другим великим японским мастером “семейной драмы” Ясудзиро Одзу понятно, однако социальная подоплека и непохожесть выделяют его творчество и представляют Корээду как прекрасного самобытного режиссера-гуманиста.

С чего начать смотреть

Начать плавное погружение в мир фильмов Хирокадзу Корээды стоит с фильма “Чудо” (2011). Картина рассказывает историю разделенной горем семьи: два брата разлучены из-за развода родителей, каждый из которых живет с новым партнером в разных частях страны. Здесь присутствует доля фантазии: оба брата верят, что когда два скоростных поезда соединят их далекие города, желания мальчиков исполнится.

кадр из фильма «Чудо»
кадр из фильма «Чудо»
кадр из фильма «Чудо»

Режиссер взял на роль братьев актеров, которые были родными братьями друг другу, в итоге, по признанию многих, Корээда показал себя как постановщика, мастерски работающего с актерами-детьми. Сам режиссер признавался, что никогда не дает детям сценарий, он просто разговаривает с ними между дублями, поэтому получаются такие естественные и непринужденные сцены. Они переплетаются с элементами доброй мудрой сказки, в которой не столь важен сюжет, сколько эмоции героев, влияющие на ход событий.

Более непростой и нетипичной может показаться шедевральная картина “После жизни”. События разворачиваются в чистилище, где покойному предлагается выбрать одно воспоминание, с которым он проведет оставшуюся вечность. По мотивам этого воспоминания работники чистилища снимут небольшой фильм, который можно посмотреть. Корээда включил в фильм воспоминания реальных людей (из прошлого документального проекта). Получилось очень натуралистично, зритель увидит взгляд режиссера на тему потери, памяти и даже кинопроизводства.

Что смотреть дальше

Следующий фильм, который обязательно стоит посмотреть - “Призрачный свет”, рассказывающий о попытках вдовы, чей муж при загадочных обстоятельствах погибает, наладить свою жизнь. Здесь мало диалогов и есть знаменитые “pillow shots” (несколькосекундные кадры, в которых запечатлены пустые помещения, предметы без особой на то причины), что делает фильм особенно “одзовским” (близким по духу творчеству Ясудзиро Одзу).

Основанная на реальных событиях, лента “Никто не узнает” рассказывает историю матери, которая решает оставить своих детей в маленькой квартире. Режиссеру удается тронуть зрителя, даже несмотря на то, что он не знаком с потаенными чувствами каждого из них. Юя Ягира исполняет роль 12-летнего Акиты (была отмечена в Каннах), вынужденного обстоятельствами взять ответственность за своих братьев и сестер.

кадр из фильма «Никто не узнает»
кадр из фильма «Никто не узнает»
кадр из фильма «Никто не узнает»

“Пешком-пешком” - еще одна значимая работа в карьере Корээды. По признанию режиссера, она очень личная и отражает переживания после смерти матери. Здесь вы не увидите сложных замыслов, которые используют другие постановщики в изображении героев. В фильме мы видим простые безмятежные наблюдения за жизнью семьи, чувствуем, о чем молчат герои, говоря о смерти одного из близких людей.

кадр из фильма «Каков отец, таков и сын»
кадр из фильма «Каков отец, таков и сын»
кадр из фильма «Каков отец, таков и сын»

Картину “Сын в отца” считают более легкой, чем другие в творчестве Корээды. Другой фильм, “Дневник Умимати”, основан на популярной японской манге о трех сестрах лет двадцати, которые приютили свою сводную сестру, когда их отец погиб. На первый взгляд, сюжет незатейливый, но Корээде удается запечатлеть много тонких и красивых моментов, например сезонный сбор слив или летний фейерверк. Режиссер прекрасно работает с женскими персонажами, мы видим едва уловимые нити, связывающие героинь, благодаря операторской работе.

С чего не стоит начинать

Фильм “Дистанция” рассказывает историю тайны культа массового суицида в Токио. Родственники погибших собираются на годовщину трагических событий и становятся свидетелями странных событий. Отрывочные воспоминания в неспешном темпе повествования, казалось, помогут героям собрать картину воедино, хотя едва ли в этом есть смысл.

Другая адаптация манги - картина “Надувная кукла” о секс-игрушке, которая внезапно оживает. Наивная девушка пытается познать новый для себя мир, но в итоге разочаровывается. У Корээды есть и жанровые фильмы, например, “Цветок” о мальчике, который выбирает между долгом самурая и собственной жизнью. Способность режиссера снимать и в рамках жанра и вне его пределов доказывает, что Корээда без труда выходит из зоны комфорта.

Немногим режиссерам удается достичь в своем искусстве такой тонкости, понимания, связи с актерами и зрителем. Смотря его фильмы, ловишь себя на мысли, что мы все одна большая семья.

Источник: BFI
Перевод и адаптация: Мария Дмитриева для
 Cinemagraphie

Частичное или полное копирование перевода без указания источника запрещено